Я из тех, кого называют «безотцовщина»

Я родилась 3 ноября 1936 года, в селе Евпраксино. Безотцовщина. Так называли нас, детей погибших отцов.

Мирно страна проснулась
В тот теплый июньский день,
Только что распустилась в парках ее сирень…

Июнь 1941 год.  Утро. Все крепко и спокойно спали, вдруг кто-то постучал в окно. Это был почтальон. Он принес страшную весть и вручил моему отцу, Васильеву Виктору Ивановичу, повестку.

Все подробности я узнала чуть позже, со слов моей мамы, когда  немного подросла. Всем селом провожали уходящих на фронт сельчан. Почтальона в селе все ждали с тревогой и большим страхом. Изредка нам приходили весточки с фронта.

И вновь стук в окно.  Это был поздний вечер, почтальон вручил моей маме серый треугольник, на котором красным карандашом написано всего одно слово: УБИТ.

Детство… Да было ли оно у нас? Война отняла у нас все. Страшный холод, голод, разруха. Я помню, как в 4 часа утра надо было бежать к магазину, занимать очередь за хлебом, точнее за маленьким кусочком в 150 грамм.  Бежала я по селу, было неописуемо страшно. Повсюду темно, выли волки, которые водились недалеко от села. Единственным маяком  для меня был гул очереди у магазина.

Жизнь началась трудная, суровая.  С раннего  утра мама уходила работать в колхоз, возвращалась поздно вечером, оставляя меня и младшего брата, которому было всего два месяца, одних. Чтобы не умереть с голоду, мы с ребятами собирались толпой и шли в сторону реки, для того чтобы накопать там корней чакана, нарвать веток солодки, корней мансака. Мама с работы приносила кочаны капусты, ботву свеклы, и  мы варили щи.

Мы рано все повзрослели. Вместе со взрослыми работали в колхозе, пасли скот, выращивали уток,  собирали урожай.

Мне повезло, что в нашем селе была школа. Помню  огромный класс с большими светлыми окнами и огромную печь, от которой чуть-чуть исходило тепло.  Я закончила 7 классов и поступила в Астраханское педагогическое училище. Спустя четыре года стала работать учителем начальных классов в родном  селе, в школе, где я училась.

Шли годы, село застраивалось. На бугре построили новую двухэтажную школу.  Все ребята трудились на пришкольном участке. Посадили деревья, цветы, выращивали различные овощи.  На нашем участке даже росла тыква!  Сдавали металлолом, макулатуру, выращивали тутовый шелкопряд.  Коконы тутового шелкопряда сдали высшим сортом, и именно за это школу наградили первым телевизором.

На сегодняшний день я пенсионерка. Трудовой стаж 41 год. Ветеран труда.

Часто я держала в руках тот серый конверт со страшной надписью: УБИТ.   Горькие слова  «безотцовщина» — это не обида на тех, кто дразнил, это обида на войну, которая отняла у меня родного человека. Я,  как и многие, пережившие те страшные годы, хочу,  чтобы наши внуки и правнуки никогда не знали ужасов войны, чтобы всегда было мирное небо над их головой.

Я пишу стихи и песни о своем городе, и о войне.  У меня даже изданы два сборника под названием  «Поэзия серебряного возраста».

Приближается юбилейная дата —  70 лет Великой победы, у меня родились такие строки:

Мы военного времени дети,
Нам немало пришлось испытать,
Только радость победы, только радость победы
Нам с горчинкой досталась опять.
Пролетели те страшные годы,
Седина всех украсила нас.
В светлый праздник Победы, в светлый праздник Победы
Упадет вдруг слезинка из глаз.
Мы прошли все суровую школу,
Только жизнь не смогла нас сломать.
Все же праздник Победы, все же праздник Победы
Продолжает нас всех согревать!

Отредактировала Сабина Шантимирова, студенткта АГУ


Фото