«Умом Россию не понять…», – так начинается всем нам известное и прекрасно передающее сущность нашей родины по сей день четверостишие Фёдора Ивановича Тютчева, написанное в далёком 1866 году. Вместе с тем, попытки изучить наше государство в разных аспектах предпринимаются с незапамятных времён. Тому доказательством стала подготовленная сотрудниками Отдела редких книг и книжных памятников выставка «Живописная Россия», где представлены книги, атласы и альбомы XVIII‒XIX вв. из коллекции мецената, библиофила, Почётного гражданина г. Астрахань Ивана Акимовича Репина. Это труды путешественников, монографии о флоре и фауне необъятной России, о её культурной жизни, народах, промыслах и т.д.
Прототипом для названия выставки послужил монументальный многотомный труд «Живописная Россия». Это одно из самых дорогих изданий в истории российского книгопечатания. Издание состоит из 19 книг общим объёмом в 6984 страниц и содержит 220 отдельных очерков, написанных 93 писателями и иллюстрированных 3815 рисунками. Всего в подготовке издания участвовало 423 человека.
Издание «Живописной России» богато иллюстрировано документальными ксилографиями, фотоцинкографиями и гравюрами на стали, которые рассказывают об облике различных местностей России, о населяющих её народностях, их быте и традициях.
Леса и горы, степь и тайга, южное тепло и леденящий ветер, хвойные леса и берёзовые рощи – всё это Россия. Вниманию посетителей предложены некоторые книжные экземпляры, которые лишь в малой степени позволили нам отобразить то многообразие флоры и фауны, которыми славится наша страна.
В 1873 году Леонид Павлович Сабанеев (1844–1898), секретарь Императорского общества любителей природы при Московском университете, и профессор Московского университета Сергей Алексеевич Усов (1827–1896), имевший к тому моменту опыт редактирования «Вестника естественных наук», приступают к выпуску естественнонаучных сборников «Природа». Тематика издания была очень широка: география, ботаника, зоология, химия, астрономия, минералогия, этнография, медицина — весь окружающий человека мир и сам человек отражались на страницах этого сборника. В качестве авторов здесь выступали Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, И. В. Сеченов, А. М. Бутлеров, Ф. А. Бредихин, А. П. Сабанеев и многие другие. Издание выходило на веленевой бумаге, богато иллюстрировалось; как писали издатели в первом номере, они «впервые употребили олеографию для изображения животных».
Наше искусство по сей день восхищает, волнует и завораживает иностранцев. О его самобытности французским историком искусств, реставратором и архитектором, одним из представителей романтического историзма Эженом Эммануэлем Виолле-ле-Дюком (1814–1879) была написана книга «Русское искусство». В ней автор, широко используя разнообразные источники, продемонстрировал своеобразие русской художественной культуры, показал её оригинальность и ценность, которую не видели многие отечественные знатоки и критики, чьё эстетическое чувство было ориентировано на античные и западные образцы.
Особенности национальной кухни могут рассказать многое о жизни и истории народа или страны в целом. О чём поведала зарубежной публике книга Альфонса Пёти «Гастрономия в России»? Она вышла в Париже в 1860 году. Этот год можно считать началом международной известности русской кухни. Пёти 12 лет служил шеф-поваром у графа Виктора Никитича Панина — министра юстиции Российской Империи в 1841—1862 годах, и в совершенстве изучил местные продукты, традиции и рецепты. Он впервые рассказал своим соотечественникам о русской кухне. Пёти даже составил небольшой словарь продуктов с французской транскрипцией (açétrine, agurtsi, smitane). В своей книге француз учит секретам русской кухни: когда и какие блюда готовить в пост, а какие для праздника, какие яства подавать «на серебряном подносе», советует, у кого лучше покупать провизию и т.д.
Увидеть первые путеводители по России, прочесть впечатления путешественников о ближних и отдалённых уголках нашей необъятной страны, познакомиться с особенностями русской охоты, узнать историю русского искусства и многое другое возможно, посетив книжно-иллюстративную выставку «Живописная Россия» в Отделе редких книг и книжных памятников.