20 марта, или 1 апреля по новому стилю, 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь. В рамках проекта #Библиоредкости наш сегодняшний сюжет будет посвящён одному из самых роскошных дореволюционных изданий произведения Николая Васильевича «Мёртвые души».
В 1900 году в Петербурге вышло прекрасно оформленное издание произведения «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Издать «Мёртвые души» таким образом, чтобы по своему оформлению получившаяся книга стала бы столь совершенной, как ключевое творение Н. В. Гоголя, было давней и «излюбленной» мечтой одного из крупнейших издателей России Адольфа Фёдоровича Маркса (1838-1904). Для её воплощения он был готов не жалеть «ни усилий, ни издержек, ни времени».
«Надо сказать, что мысль о таком издании – писал он впоследствии, – была издавна нашей излюбленной мечтой; она не оставляла нас с первого момента приобретения нами прав собственности на полное собрание сочинений Гоголя; но многие серьёзные заботы, связанные с этим приобретением, многие обязательства, которые оно на нас налагало, вынудили нас несколько замедлить выполнение давно задуманного плана».
На подготовку издания ушло пять лет. Требовалось как можно более точно отобразить дух времени, в котором разворачивалось действие поэмы. Во всех концах России, в самых отдаленных её уголках разыскивались разнообразные мелочи, предметы быта, обстановки, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мёртвых душ». Их тщательно проверяли, зарисовывали и фотографировали. Затем уже к работе над собранным материалом смог приступить коллектив иллюстраторов.
Стремясь избежать однообразия в художественном оформлении книги, А. Ф. Маркс не стал поручать работу над ней какому-либо одному мастеру. Кроме того, один художник выполнял бы эту работу слишком долго. В итоге был собрана творческая команда, в которую вошли двенадцать художников. А руководить ими взялся писатель и историк искусства Пётр Петрович Гнедич (1855–1925) – автор трёхтомной «Истории искусств с древнейших времён». Орнаментикой занимался Н. С. Самокиш; над пейзажными зарисовками трудились Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряков; бытовые сцены изображали В. А. Андреев, А. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, Е. П. Самокиш-Судковская. Различие авторских манер этих художников позволило достичь того, чего и хотел Маркс – разнообразия и полифонии изобразительного ряда.
«С искренней любовью отнеслись художники к своей задаче. Каждый из них выбрал эпизоды, наиболее подходящие к сущности его дарования» – писал издатель в предисловии.
В этом издании «Мёртвых душ» 355 иллюстраций, треть из них принадлежат кисти художника М. М. Далькевича. Исполненные чёрной акварелью или мягкой тушью они объёмны, фотографичны и лишены карикатурности.
Некоторые рисунки (10 шт.) выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и малораспространенным тогда способом. Метод гелиогравюры – это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволяющий передать нюансы тоновых переходов.
Для этого роскошного подарочного издания гелиогравюры были заказаны художнику-графику из Вены Рихарду Паулуссену (Richard Paulussen), а автотипии Августу Шулеру из Штутгарта (August Schuler). Они печатались в Вене, на особой бумаге, затем перевозились в Санкт-Петербург и вшивались в книгу.
Иллюстрированное издание «Мёртвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии А. Ф. Маркса, открытой в 1901 г., – одного из самых мощных и технически оснащённых полиграфических предприятий страны.
В экземпляре Астраханской областной библиотеки сохранён издательский иллюстрированный переплёт с золотым и цветным тиснением. Формат книги выше среднего, 370х290мм. Вес около 5 кг.