Экспозиция продолжает цикл юбилейных выставок, посвященных памяти Ивана Акимовича Репина (1841- 1908 г.г.), уроженца г. Астрахани, завещавшего землякам свою уникальную коллекцию книг и гравюр вместе с крупной денежной суммой на ее содержание.
В репинском собрании находятся книги на основных европейских языках с XVI века по начало XX века. Это издания по искусству, истории, географии, литературоведению, естественным наукам. Многие экземпляры в великолепных переплетах, с гравюрами, раскрашенными от руки, на многих интересные экслибрисы, автографы выдающихся ученых, писателей, государственных деятелей.
«Отдел изящных искусств» — именно так называл Иван Акимович эту часть своего собрания — составлял по объему четвертую часть всей библиотеки, т.е. около двух с половиной тысяч изданий. К сожалению, самая ценная часть коллекции претерпела неоднократные «разделы». Один из самых сокрушительных — передача гравюр и эстампов (листового материала) в картинную галерею.
Гравюры, собранные под переплетами альбомов, замечательные издания по истории всех видов искусства; почти все наиболее значимые справочные издания XVIII и XIX веков по искусству, остались в Областной научной библиотеке.
На нашей выставке выборочно представлены издания XVII — XIX вв., отражающие состав коллекции, которая сама представляла целесообразно отобранное собрание, позволяющее побывать в залах знаменитых музеев мира и заглянуть в частные коллекции, ознакомиться с историей художественных школ и их представителей. На выставке, в частности, представлен знаменитый увраж «Зрелище живописи» (1658 г.) Давида Тенирса Младшего. Он был фламандским художником, хранителем коллекций эрцгерцога Леопольда-Вильгельма, губернатора Нидерландов. Книга включает более двухсот репродукций знаменитых произведений живописи, входивших в коллекцию эрцгерцога. Чтобы облегчить работу гравера, Тенирс выполнил малоформатные копии картин (они именовались «пастишами»).
Все виды репродукционной гравюры, литографии и появившиеся при жизни И.А.Репина издания с фоторепродукциями (бывшими совершенно иного качества, нежели в позднейшие времена) присутствуют в коллекции дарителя.
Посетителям, по существу, одновременно открыты «Кабинет эстампов», в котором можно наслаждаться «Зрелищем искусств», и справочный отдел, в котором можно найти сведения по живописи, скульптуре, архитектуре, прикладным видам искусства, проследить по каталогам аукционные распродажи, «перераспределения» предметов искусства и т.д. Непреходящая ценность собранных И.А.Репиным сокровищ подтверждается трудами современных историков искусства. Недаром И.А.Репин в своем письме городскому голове И.Н. Плотникову писал, что в его коллекции преобладают книги, «которые не могут утратить своего значения».
З.А. Маломётова // Архив ОРК