Братья Игнатовы

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Эти слова известной песни из кинофильма «Офицеры», как нельзя лучше говорят о том, что каждая семья в нашей стране прошла через горнило страшной Великой Отечественной войны. И есть среди них семьи, о героях которых написали их родители, жёны и мужья, братья и сёстры уже в те годы, когда враг ещё не был изгнан с нашей земли, когда небо застилал дым печей крематориев, когда не была ещё снята блокада с героического города Ленинграда.

Семья, разве она не самое дорогое, что есть у человека? «Родина!», ‒ сказали бы наши отцы и деды. И как справедливое подтверждение этому сегодняшняя публикация в рубрике #Библиоредкости о книге, изданной в годы Великой Отечественной войны, насквозь пронизанной болью утраты и в то же время гордостью за своих детей.

«Братья Игнатовы» – небольшая книга, «короткий рассказ», как охарактеризовал её автор Пётр Карпович Игнатов, рассказавший миру «о том, как ушли партизанить, как боролись с фашистами и как героически погибли Герои Советского Союза братья Игнатовы».

В октябре 1942 г. подрывники отряда намеревались заложить под полотно железной дороги мины, парализовать движение в районе станицы Афипской, а заодно взорвать крупный воинский эшелон врага. В ходе операции состав пошёл раньше времени. Перед братьями Игнатовыми предстал выбор: отступить от цели или ценой своей жизни выполнить задание.

«Ребята бросаются к поезду… У них в руках противотанковые гранаты. Ребята швырнут их под поезд около мины, чтобы от детонации их взрывов подорвался «волчий фугас». Я бегу за детьми. Поздно… Становится жарко и душно, как в бане. Взрывная волна, будто ножом срезает крону могучего клёна… Я вижу, как лопнул котёл паровоза, как паровозные скаты летят выше тополей. У полотна, освещённый заревом пожара, лежит под обломками мёртвый Евгений. Я ищу Геню. Он в кустах. Беру на руки ещё не остывшее тело, тёплая кровь заливает руки».

Пётр Карпович был отцом тех самых героев Евгения и Гения (Геннадия) Игнатовых и руководителем диверсионно-разведывательного партизанского отряда. На его глазах погибли и сорвали замыслы врага его дети. За этот подвиг братьям было присвоено звание Героев Советского Союза.

Горечь потери не сломила Петра Игнатова, ведь враг ещё здесь за лесом, за оврагом, за этим, развороченным сыновьями, железнодорожным полотном. И в сердце одно только чувство – мстить! «Мстить пока бьётся сердце, пока рука держит винтовку. Мстить за выжженные станицы, за вытоптанную пшеницу, за муки, слёзы и горе родного народа». И рядом в отряде супруга и мать его мальчишек Елена Ивановна, медик, возглавившая медицинскую службу отряда и ставшая плечом к плечу с ним и сыновьями ещё в самом начале образования партизанского отряда. А ведь на фронте был и средний сын Валентин, «офицер гвардии», как пишет о нём в книге отец. На него после гибели сыновей родители получили похоронку. К счастью, Валентин выжил. Также уцелели супруга и дочь Евгения Петровича в оккупированном Краснодаре.

После освобождения Кубани от немцев в 1943 году, Пётр Карпович начал пробовать свои силы в литературе. Так были созданы его первые книги «Братья-Игнатовы» и «Записки партизана», посвящённые каждодневной борьбе, описывающие боевые будни, увековечивающие имена участников партизанского отряда, командиром которого был Батя – Пётр Карпович Игнатов, названный так за своё отеческое и бережное отношение к жизни каждого из них. Человеческие потери группы Игнатова за военные годы составили всего 5 человек, двое из погибших бойцов были сыновьями командира. На другой чаше весов – более 8 тысяч убитых фашистов, 16 железнодорожных составов, более 40 танков и несколько сотен машин, мотоциклов и броневиков. Подобного соотношения потерь и нанесённого ущерба больше не было ни у одного партизанского отряда, действовавшего во время войны.

Описанный экземпляр входит в коллекцию «Книг, изданных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и хранится в фонде отдела редких книг и книжных памятников Астраханской областной библиотеки.