В преддверии 210-й годовщины со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина в Отделе редких книг Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской организована книжная выставка «Живой Пушкин». Ее содержание составляют новые книги о творчестве гениального русского поэта, вышедшие к его 200-летнему юбилею, а также непосредственно после него в течение прошедших уже десяти лет. Читатель найдет на полках выставочного шкафа книги Р.Г. Скрынникова «Дуэль Пушкина», компиляцию пушкинских текстов А. Битова «Предположение жить. 1836», «Досье беглеца. По следам неизвестного Пушкина» Ю. Дружникова, «Поэтический язык Пушкина» Б.М. Гаспарова и многое, многое другое. Например, он найдет книги, касающиеся тогдашнего литературного быта, или книги о пушкинских местах России, или книги о роли и значении поэта для русской эмиграции в жестоком XX веке. Кроме этого имеются переиздания книг ставших классикой пушкиноведения: это «Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимира Набокова, книга о Пушкине Ю.М. Лотмана, «Мудрость Пушкина» М.О. Гершензона, «Пушкин и русские романтики» Г.А. Гуковского, «Жизнь Пушкина» Г.И. Чулкова, «Этюды о Пушкине» С.Л. Франка и другие. Здесь же стоят белые книжки «Московского Пушкиниста» — продолжающегося издания по пушкиноведению под редакцией выдающегося пушкиниста наших дней В.С. Непомнящего. На выставке есть и справочные пушкинские издания — это «Путеводитель по Пушкину», «Словарь Пушкина», «Конкорданс к стихам А.С. Пушкина» Т.С. Шоу, «Онегинская энциклопедия» и другие. Имеется даже такое причудливое издание как «Парапушкинистика-2» некоего Давида Баевского – наглядное свидетельство того, что Пушкин и сейчас «живее всех живых». Его незримое присутствие в нашей жизни, видимо, так сильно корежит и ломает нынешних апологетов всёразъедающего постмодернизма, что они подсознательно, – или вполне осознанно! — чувствуют в нем сильного идеологического врага, которого нужно, если не уничтожить, то хотя бы, как угодно очернить.
Обилие и качество литературы о творчестве Пушкина говорят не только о том, что он всегда был и остается поэтом номер один в России, но скорее о том, что его поэзия ни в коей мере не устарела ни художественно, ни духовно, не стала беднее ни нравственно, ни эстетически. Она по-прежнему способна звать и возвышать, духовно обогащать и волновать, пленять и увлекать, нужно лишь немножко интеллектуально и духовно потрудиться, и эти усилия радостно и многократно восполнятся сторицей — приобщением к Слову Пушкина!
Чем же нам, россиянам, так важен и интересен Пушкин именно теперь, когда всё, так или иначе, меняется, сдвигается с привычных мест, порой, в прямо противоположную нашим пожеланиям сторону. На обломках рухнувшей коммунистической идеологии, впрочем, не совсем еще и рухнувшей, в головах наших сограждан образовался некий невообразимый «микст». Это варево из всепроникающего вездесущего язычества, традиционно невежественного атеизма, скорее поверхностно-ритуального, нежели глубинного христианства, с вкраплениями из экзотических восточных религий, приправленное еще и, не дай Бог, «специями» от различных сект. И мы, надрываясь, тащим в своем незащищенном ничем и никем сознании этот несусветный «набор», порой, не подозревая о «лекарстве» близком и родном, как подорожник – Пушкин! Он и сейчас все еще остается тем ясным «солнцем благодати», той квинтессенцией попранного и преданного нами многократно православного Бога, который все еще живет в нас, который нас любит и ждет!