НОВОСТИ БИБЛИОТЕКИ

.: Сегодня: 19.4.2024 :.
« 2020 »
« Апрель »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
.: Разделы :.
НОВОСТИ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ВЫСТАВКИ
ЭКОНОВОСТИ
ЭКОДАТЫ
Новости культуры Икрянинского района
Новости коллег
.: Искать в новостях :.
RSS
ВЫХОД
Библиотека продолжает работу над каталогом дореволюционных нотных изданий

Отдел литературы по искусству Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской продолжает работу над каталогом дореволюционных нотных изданий из фонда библиотеки. При исследовании нотных изданий, вышедших более века назад, обращаешь внимание и на имена, которым посвящены музыкальные произведения.

Сегодня ведется изучение музыкальных посвящений, присутствующих на обложках 90 музыкальных сочинений, хранящихся в фондах библиотеки. Удалось расшифровать 12 адресатов музыкальных посвящений.

В одних случаях установить адресата несложно, как в случае с известной  русской оперной и концертной  певицей Елизаветой Андреевной Лавровской. Но бывает, что для расшифровки имени требуется длительный поиск. Для установления необходимой информации приходится обращаться к электронным источникам, содержащим сведения о музыкальной культуре дореволюционной России. И порой даже не подозреваешь, какие находки можно на них встретить. Об одной из них и пойдет речь.

На сайте Централизованной библиотечной системы г. Красноармейска Московской области в разделе «Музей книги» представлена нотная коллекция середины XIX – начала XX в. При просмотре этой коллекции встретилась интересная запись, где коллеги выразили сожаление по поводу того, что «об Алексее Александровиче Сапожникове, которому посвящена «Французская кадриль» из балета «Конёк-Горбунок» (музыка Ц. Пуни в аранжировке В. Шуберта), изданная Ф. Стелловским, им пока ничего не удалось узнать. Зато астраханцам имя Алексея Александровича Сапожникова – представителя третьего поколения астраханских рыбопромышленников Сапожниковых – достаточно хорошо известно.

Обратившись к книге местного историка-краеведа Александра Сергеевича  Маркова «Братья Сапожниковы», где в одной из глав приводятся биографические сведения о нашем герое, позволим себе смелость предположить, что известный итальянский композитор вполне мог посвятить свое музыкальное произведение нашему земляку. Из музыкальной энциклопедии известно, что премьера балета «Конёк-Горбунок» состоялась в 1864 г. в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга. В эти годы Алексей Александрович Сапожников (1824-1881) жил в северной столице, вел свой бизнес, был известной личностью в различных столичных кругах, активно занимался меценатством. В его доме на Каменном Острове собирались выдающиеся представители литературно-художественной среды того времени: живописцы, литераторы, музыканты. Со многими он состоял в дружеских отношениях, многим оказывал всяческую поддержку. Возможно, что среди них мог оказаться и Цезарь Пуни, приглашенный в Россию в качестве композитора балетной музыки при петербургских императорских театрах.

Неизвестным фактом пока остается происхождение дарственной надписи авторства итальянского композитора с посвящением своего музыкального произведения купцу-миллионеру. Этот вопрос нуждается в тщательном изучении, чтобы можно было вписать ранее неизвестный эпизод в историю славного астраханского купеческого рода Сапожниковых. Коллегам из Подмосковья будет направлена скан-копия страниц книги А.С. Маркова «Братья Сапожниковы», содержащая сведения о рыбопромышленнике Алексее Александровиче Сапожникове. Возможно, они захотят провести свое расследование и установить точного адресата, которому посвящено музыкальное произведение.

Портретная галерея Алексея Александровича Сапожникова представлена  живописным портретом кисти русского художника И.А. Тюрина и двумя фотографиями, на которых он изображен с братом Александром и со своим секретарем.

  


««вернуться»»