***

Быхалов Петр Михайлович родился в простой сельской семье 6 августа  1910 г. в Астраханской области Ахтубинском районе с. Капустин Яр. До войны работал грузчиком на льдобазе в п. Советский г. Астрахань, откуда с первых дней войны в 1941 г. в качестве рядового бойца был призван на защиту Отечества и направлен в г. Сталинград.

Дома остались жена и трое детей: дочь – 5,5 лет, сын – 3 года и дочь 20-ти дней от роду.

В сентябре 1941 года был переброшен в Краснодарский край, где принимал участие в боевых действиях в 45-ти км и 70-ти км от ст. Тихорецкая г. Армавир. С 11 июня 1942 года до дня гибели находился на передовой, был минером, в жестоком бою был убит 24 ноября 1942 года.  Похоронен в братской могиле на безымянной высоте 182.8 в Ростовской области. Семья получила извещение о его гибели за № 1810 от 18 апреля 1943 года от Управления 59-й гвардейской стрелковой дивизии. Быхалов П.М. был увековечен в Книге Памяти участников ВОВ, погибших, защищая рубежи нашей Родины.

Вечная память солдату, отдавшему жизнь за освобождение своего Отечества от гитлеровских захватчиков!

После получения похоронки началась и без того очень трудная и нелегкая жизнь. Остались вдова, Быхалова Анна Карповна, 1913 года рождения и трое несовершеннолетних детей: старшая дочь 1935 г.р.,  Анастасия, сын Александр 1938 г.р. и самая маленькая дочь Валентина 1941 г.р. Жила семья в Советском районе г. Астрахань (микрорайон «Судостроительно-судоремонтного завода 30-й годовщины Октябрьской революции») в маленьком деревянном домике без каких-либо удобств. Как и все советские люди переживала семья голод и холод.

От голода в 1942 году в возрасте 4-х лет умер сын Александр, который, по рассказам мамы, ползал под столом и искал хоть какую-нибудь съедобную крошку или косточку. Обессиленный, умирающим голосом, просил у мамы кушать, а дать ему было нечего. Мама говорила, что хоть руку руби и вари. В полном отчаянии она побежала к соседке, которая часто помогала детям. Соседка дала маме картошку и кусочек хлеба. Мама прибежала домой, а Шурик был уже мертв, сидя на полу, прислонившись к ножке стола. Да и хоронить-то было не в чем. Так у нас не стало братика.

Мама нам, детям, уже после войны рассказывала, как немецкие самолеты-бомбардировщики прилетали в Астрахань и бомбили, а мы жили примерно в 3-х километрах от нашего аэропорта! Мама в то время вырыла в огороде большую яму, бревнами, травой, землей перекрыла крышу, и мы туда спускались и там жили определенное время с керосинкой, керосиновой лампой до тех пор, пока нормализовалась обстановка. В 1943 году мама устроилась на работу бойцом в ВОХР (военизированная охрана) при СРЗ им. 30-й годовщины Октябрьской революции.

Со мной, младшей дочерью Валентиной, произошел такой случай, который запомнился мне на всю жизнь, несмотря на мой малолетний возраст. Мы жили в районе 30-ки рядом с бывшим клубом (одноэтажное деревянное здание), в котором  во время войны содержали военнопленных немцев. А тех, кто их охранял, расселяли на квартиры. Вот и у нас жил один охранник. Мне тогда было уже три года с небольшим. У нас в коридоре был земляной пол, а над дверью висела полочка. И вот однажды, когда мама была на работе, наш квартирант принес продукты, положил их на эту полочку. Я увидела, что там была пачка сливочного масла и хлеб. Я предложила своей старшей сестре достать масло и хлеб и намазать по кусочку (уж очень сильно хотелось есть). Сестра не согласилась, тогда я залезла на табуретку, достала пачку масла и хлеб. Мы помазали по кусочку хлеба и стали есть. Вот в это время вернулся квартирант. Увидел, что мы едим его хлеб и масло (он знал, что у нас своего не было), схватил меня за руку, снял ремень с металлической бляшкой, которым он опоясывал свой белый полушубок, и начал меня им избивать. Я, как уж, извивалась, кричала от боли и страха, а он все продолжал бить. Сестра убежала и спряталась. А мамино сердце подсказало тревогу, она отпросилась у начальства проведать детей, т. к. мы всегда оставались одни. Подбегая к дому (как она потом рассказывала), она услышала мой невыносимый крик, вбежала во двор, схватила его за шиворот и оторвала меня от него. Затем она ходила к начальству, его как-то наказали и от нас его убрали. Но мне это был урок на всю жизнь: не бери чужого, как бы трудно не было.

А еще я вспоминаю из своего детства случай, когда очень сильно хотелось есть,  как мы с сестрой добывали пищу. В районе 30-ки, где в настоящее время находится авторынок, в то время там протекала, так называемая, Яла приличной глубины и ширины, в которую из Волги насосами качали воду для полива огородов и дач, расположенных в сторону аэропорта. По берегам этой Ялы рос чакан и тутник. Это было наше лакомство. Нижняя часть у корня чакана сладковатая, мы наберем ее, наедимся, а потом мучаемся с животами до страшной  сильной боли от запоров, а есть-то хочется. Принесем домой, мама насушит, затем натолчет и испечет лепешки.

После войны в 1946 году мама вышла замуж за Шмохина Николая Ивановича (1916 г.р.), он был ее начальником по работе. Мне тогда было около пяти лет, а сестре 10 лет с небольшим, когда у нас появился отчим. Мы его всегда звали папой. Он так же воевал с фашистами, защищая нашу Родину. Как он рассказывал, с товарищами в Керчи зимой держали оборону стратегической высоты, чтобы не захватили ее немцы. А когда подоспели бойцы Советской Армии, то папу и его товарищей снимали на носилках, т.к. обувь примерзла к ногам, ходить они не могли. В госпитале ему ампутировали пальцы на   ногах и часть тела пяток. Мы ему очень благодарны, что он нас воспитал. Папа умер 21 сентября 1959 г.

Я только об одном сильно сожалею, что, когда я выучилась, стала зарабатывать деньги, то уже ничем не могла помочь рано ушедшему из жизни (в 43 года) моему папе – отчиму.

Мама свои последние 23 года жизни прожила со мной, она сильно болела, сказывалось эхо войны. В 2001 на 89-м году жизни она умерла.

Я вспоминаю, как мы с мамой часто перечитывали папины письма с фронта. Он писал о том, где он воюет и как скучает по своей семье, по своим деткам, особенно по крошечке Валечке. Из-за материального положения и состояния здоровья нам так и не пришлось побывать на месте его захоронения и поклониться ему.

Даже Великий праздник — День Победы мама всегда встречала со слезами, с глубокой болью на душе за убитого мужа и отца ее детей.

Старшая сестра Анастасия, окончив 7 классов СШ №52, пошла работать учеником маляра на СРЗ им. 30-й годовщины Октябрьской революции, а в 1956 году вышла замуж за Соколова Павла Семеновича. В 1957 году у них родился единственный сын, Соколов Владимир Павлович, который умер в 50 лет в 2007 году на рабочем месте от тромба в сердце. Через 1,5 года умер ее муж тоже от тромба, и в 2014 году на 79-м году жизни умерла и сестра Анастасия от обширного инфаркта сердца.

Я, Валентина Петровна, в 1959 году окончила 10 классов СШ № 52 и поступила в ААДТ (Астраханский автомобильно-дорожный техникум), а через 20 дней умер мой папа-отчим. Со мной осталась больная мама, которая не могла работать. Мы с ней жили на мою стипендию. В декабре 1959 года я вышла замуж за соседа, Анохина Василия Александровича 1934 года рождения, который тогда работал шофером и жил на квартире. В 1961 г. у меня родилась дочь, Анохина Ольга Васильевна.

После окончания техникума я с семьей (муж, дочка и я) уехала отрабатывать в Горно-Алтайскую автономную область. Работала лаборанткой, а затем главным инженером на Чуйском тракте до монгольской границы (г. Новосибирск, Бийск, Ташанта). Затем Главное управление шоссейных дорог в г. Москва (ГУШОСДОР) переводом направило меня в Астраханское управление автомобильных дорог, где мне несколько раз приходилось защищать дорожно-финансовые интересы Астраханской области в Москве.

Я очень довольна своей трудовой деятельностью. Всю свою энергию, силы и знания я отдавала работе. Имею две правительственные награды: медаль «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть».

Надеяться было не на кого, т.к. семейная жизнь не сложилась из-за пьянки мужа, и мне надо было содержать маму и дочь. 16 июня 2015 года мне исполнится 74 года, проживаю одна, имею букет тяжелых заболеваний, но не сдаюсь, хочется еще пожить на этой прекрасной земле. Я имею дочь Ольгу 1961 г.р. (очень желанную), внучку Александру 1980 г.р., внука Сергея 1985 г.р., внучку Ирину 1987 г.р., правнучку Ксению 2001 г.р., правнучку Дарью 2007 г.р., правнука Алешу 2013 г.р., поэтому я богатый человек, окружена их заботой и вниманием.

Моему старшему внуку, Меретину Александру Владимировичу, как и его прадеду, пришлось защищать родное Отечество во Второй чеченской войне 1999 – 2001 годов. Он, будучи псковским десантником, воевал в качестве оператора-наводчика пулемета БМВ в шестой и пятой роте. За проявленный героизм в боях награжден правительственной медалью «За отвагу». Дочка имеет среднее-специальное образование, внучка и средний внук – высшее образование. Старший внук, имея среднее специальное образование, учится на 4-м курсе Морской академии в г. Астрахань (заочно).

И, напоследок, вот что еще я хотела сказать. Когда маме было 60 лет, я хотела к ее юбилею написать поэму, посвященную прожитой ею жизни. Но, когда я прочитала ей первую часть, мама запретила мне продолжать писать вторую часть о ее жизни в мирное время, объяснив мне, что ей очень тяжело слушать и пропускать через свое сердце воспоминания об очень нелегкой жизни. Итак, I часть моей поэмы:

Мама родная, как люблю тебя я,
Как любовь я твою берегу,
как часто тебя вспоминаю,
Все вот в этой поэме я расскажу.
Расскажу я про детство твое былое,
Про юношеские годы твои,
Про то, как не могла забыть ты суровые годы ВОЙНЫ.
Ты в детстве до революции верблюдов пасла
И знаний не могла получить,
Работать затем на шаландах со снастями
Каспийское море пошла бороздить.
Прошло определенное время, и выдали замуж тебя.
Как не хотела ты этого делать,
Но выдали все ж за Петра.
Жили вы дружно, семейно и ладно,
Нажили богатство – детей,
Но вот обрушилось неожиданно-нежданно
Несчастье на советских людей.
Война 41-го года на фронт проводила Петра,
Осталась ты, мать-одиночка,
С троими детьми у себя.
Один другого все меньше
Хватались тебе за подол,
А я в колыбели качалась,
И ты охраняла мой сон.
Ты жизни для нас не щадила,
Теплом окружала всегда,
Но все же от голода сына, сына сберечь не смогла.
Кроме этой большой утраты,
Ты схоронила отца и мать.
Врагу, не желая пощады,
Фронту пошла помогать.
Ты доставала продукты и топку,
Работая пожарным бойцом.
Нас окружила теплом и заботой,
В общем, была молодцом.


Фото


Документы