Из воспоминаний Константина Викентьевича Салостей

Дело было так, за интервью мы решили съездить в Астраханский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Там мы познакомились с очень интересным человеком, и он с большим удовольствием поделился с нами тем, что происходило с ним в тяжелый  период Великой Отечественной войны.

Зовут его Салостей Константин Викентьевич, родился он 25 января 1925 года в Томской области Кожевниковском районе местечке под названием Посинь, да-да Посинь, именно так, тогда  оно находилось между Белоруссией и Латвией.

Как выяснилось, наш герой прибалт, смесь латыша с поляком, что нас очень удивило.  Вот что он нам рассказал:

«В семье нас было четверо сыновей, а мама  хотела  дочь, хотя бы одну, а так получилось, что я родился последним, был самым младшим.

Война началась в 1941 году, на тот момент мне было 16 лет. Спустя 2 года меня призвали в ряды Красной армии. Тогда я был направлен в Киевское высшее артиллерийское училище. Оно было эвакуировано во время войны в Красноярск. Артиллеристов на фронте не хватало, и во время призыва солдат с этим образованием очень ценили. После окончания училища в Красноярске лишь некоторых  из нас направили под Москву (между Горьким и Москвой есть Гороховецкие лагеря), чтобы сформировать артиллеристскую часть и отправить ее на фронт.

Я попал в 9 артиллерийскую батарею, нам выдали оружие и транспорт. Меня назначили командиром взвода, мы имели 2 гаубицы, и под моим командованием было 12 человек. Я, наверное, до конца своих дней этого не забуду…»

И вот в этом составе наших героев направили на первый Украинский фронт. Начинался он от Чехословакии, проходил через Австрию и завершался в Венгрии.          Стоит отметить, что за годы Великой Отечественной войны этот человек не получил ни одного ранения. Объяснил он свое везение так:

«Видите ли, дело в том, что я артиллерист,  если снаряд упал в артиллеристский расчет, то будет повреждено и орудие, и все шесть человек, стоящие рядом, а значит, будет сбита система боя. Соответственно, артиллеристы погибали реже, но в больших количествах. Либо мы жили, либо нас убивали, т.е. либо всё, либо ничего!!!  Я на свою службу не обижен  и рад тому, что начал с младшего лейтенанта, а получил подполковника уже в  1945, не получив даже ни одного ранения».

Безусловно, все эти заслуги были вознаграждены множеством медалей, которые Константин Викентьевич смог нам показать и рассказать о них. Придя в интернат, мы даже не знали о том, что такое медальные колодки,  но зато нам был хорошо известен памятный знак «Фронтовик 1941 — 1945», висевший на его пиджаке. Среди наград: орден  Славы, орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За боевые заслуги» и еще много других, которые доказывали заслуги этого человека перед своей Родиной!!!

Поговорив о его заслугах, мы перешли на тему семьи. Как оказалось, все его дети буквально разбросаны по всему миру. В это трудно поверить, но внучка человека, воевавшего в годы войны против фашистской Германии, сейчас живет в Германии и преподает русский язык немецким детям…

«Когда мы форсировали реку Одер, которая делит Польшу и Германию пополам, командир дивизиона, как сейчас помню, фамилия у него Гладкий, говорит мне: «Костя, не знаю, доберешься ты или нет, но послать некого…» Вы в фильмах военных, может, видели телефонную катушку – солдат идет, а за ним тянется провод? Вот такую катушку я себе водрузил на спину и пошел по шпалам, не по рельсам (иначе бы я хорошо просматривался), а по шпалам, так как фермы железнодорожного моста меня прикрывали. Так не страшно! Вот таким путем и прошел, наладив связь.

Я вспоминаю, конечно, это все, но многое уже забылось, все-таки, мне уже 85. Ведь человеческая память хороша тем, что прошедшее вспоминается и помнится гораздо лучше, чем настоящее…»

На протяжении всего разговора Константин Викентьевич очень мало говорил о своих подвигах. Его рассказ был основан на том, что он объяснял нам историю, события войны. Очень редко можно встретить ветерана, который не сетовал бы на жизнь, не осуждал бы политику собственной страны. Наш герой — Военный с большой буквы. С огромной силой духа внутри, которая не делала его сентиментальным.  Казалось бы, человек, прошедший войну,  должен рассказывать обо всех трудностях военной жизни, а он словно ограждал нас от рассказов полных жестокостей и трудностей.

Да мы и сами все это понимали… И очень рады, что именно он нам рассказал в преддверии 9 мая о событиях войны.

P.S.  «…А на пересадке нас вообще девушки арестовали!!! Да-да, две девушки — патрули с повязочками. Лейтенанты! Мы только из училища выпустились – носы кверху, а они-то по званию выше – надо бы честь отдать, а мы… Забрали нас в комендатуру на двухчасовую строевую подготовочку… Поэтому, Родину всегда нужно помнить и любить, а старших уважать…»

Так вот, Родину нужно помнить и любить. И защищать.

Потому что именно такие как Константин Викентьевич  защитили её когда-то и дали нам возможность жить, любить и защищать её сейчас…


Фото


Документы