Я, Кнарик Тиграновна Бражник (Портнова), дочь участника Великой Отечественной войны Тиграна Николаевича Портнова, родилась в Ленинграде в 1939 году. Когда началась война, маму, меня и моих братьев эвакуировали из города первым эшелоном 22 августа 1941 года в Кировскую область, Черновский район. Тогда мне было всего два года. Я не помню, как мы ехали, помню, только, как мы начали жить в г. Краснодаре уже в 1944 году. Здесь жили мамины родители. Мама устроилась на работу, а мы жили с бабушкой — я и мои братья: Эдуард 1936 года рождения и Николай 1941 года рождения.
Годы жизни в Краснодаре мы проводили на улице, там было спокойно. В одном доме с нами жила немецкая семья с детьми. Они жили лучше нас. Мы видели нарядных детей и родителей, чувствовали вкусный запах еды из их квартиры, иногда они угощали нас. А еще мы видели инвалидов, пришедших с фронта, кто-то был без ноги, кто-то без двух, передвигавшиеся на костылях и на колясках.
Жили мы очень трудно, все время хотелось есть, одежды не было, ходили закутанные во взрослые кофты, платки. Постоянно болели. Помню, как наша бабушка лечила нас отварами, заговорами, примочками. В 1946 году вернулся с фронта наш папа, мы прыгали от радости, были счастливы, но легче нам не стало. Было тяжело жить большой семьей.
Дом в Ленинграде был разрушен во время войны. А в Астрахани жили папины родители. Тогда было решено перебраться в этот город. Всю свою жизнь я прожила в Астрахани.
Когда я узнала о статусе «Жители блокадного Ленинграда», то сразу же поехала в Санкт-Петербург узнать, какие документы для этого нужно собрать. Прописки не оказалось, так как домовую книгу не нашли, но позже мне выдали справку о подтверждении прописки в г. Ленинграде моей мамы, но детей она не успела прописать. Подала запрос в Центр розыска и информации Российского общества Красного Креста в городе Москве. Мне сообщили, что семья была эвакуирована 22.08.1941 года в Кировскую область. Так как мы не жили в период блокады, а выехали из города, то я не смогла стать «Жителем блокадного Ленинграда». Да и, правда, тех ужасов, что пережили ленинградцы, нам испытать не довелось.
Отредактировала Галина Борисенко, студентка АГУ
Документы