С каждым годом все меньше становится тех, кто буквально своей кровью писал историю Великой Отечественной войны. Тем ценнее и дороже для нашего поколения их воспоминания.
Основная тяжесть нагрузки в боевых действиях всегда лежала на плечах простых солдат. Один из них, ветеран войны и труда, житель станицы Мекенская, а в последние годы жизни – города Астрахани, Иван Алексеевич Евдокимов. В нашей семье бережно хранится уже пожелтевшая страница из газеты «Терская правда» с воспоминаниями нашего отца, деда и прадеда о трудном военном пути от Баку до Берлина.
«С первых дней войны я получил повестку, а с ней винтовку, пару обмоток на ноги и ботинки и был зачислен в батальон аэродромного обслуживания. Вскоре нас эшелоном перебросили в село Пушкино под иранскую границу защищать бакинскую нефть с юга, так как на западе фашисты уже прорвали нашу оборону и быстро продвигались на восток.
Июль и август 1941 года мы простояли у границы в постоянной боевой готовности. В сентябре поступил приказ передислоцироваться на иранскую территорию и сосредоточиться у города Казвин. Днем было еще тепло, а ночью были заморозки. Мы жили в палатках, мерзли. Поэтому командование решило, чтобы днем мы отдыхали, а ночью копали траншеи, хотя боевых действий не вели. Так продолжалось до конца октября, когда вновь пришел приказ вернуться в район Баку, но уже не пешком, а по морю.
Здесь тогда шло формирование Бакинского ополчения. Многие из нас тоже попали в эти подразделения. Я пошел в автороту, так как хорошо знал трактор. Разновидностей машин в нашем распоряжении было не много – ЗИС – 5 да ЯЗ или «яшка», как звали мы ее. Выучился я работать на автозаправщике самолетов и в конце октября 1942 года, когда враг рвался на Кавказ, а его самолеты бомбили Грозный и Гудермес, нам дали команду большой колонной передислоцироваться под Моздок.
Ехали в основном ночами, ориентируясь только по карте. Многих мужчин тогда забрали на передовую, нам помогали копать капониры для машин женщины. В автороте их было около 60 человек. Я ехал первым в колонне, рядом сидела моя помощница Паша Краснолобова. Переехав переезд у Червленой, повернули вдоль железной дороги в сторону Ищерской. Шла вторая половина декабря, и станица была уже освобождена. Подъехав к первому попавшемуся «журавлю», мы остановились. Нужно было долить в радиаторы воды. Стали на отдых у одной мазанки без окон и дверей. С вечера шел мокрый снег, а к утру начало подмораживать, так что согреться и отдохнуть нам так и не пришлось. Утром подошли местные жители, но их было очень мало. На «сухую» перекусив, мы вскоре двинулись дальше. Вновь расквартировались в Галюгаевской. Там обслуживали самолеты, которые летали на передовую.
Помню, как 1 января 1943 года по радио объявили: «Нашими войсками освобожден Моздок». Сколько радости было, когда мы услышал эту весть!
Под Моздоком мы дислоцировались до февраля 1944 года, а потом нас перебросили под Новочеркасск. На станции Хотунок, погрузив на платформы, нас отправили под Луцк. Ехали очень долго, так как пути часто были разрушены. Фронт быстро продвигался на Запад. Уже в апреле, перейдя реку Буг, до которой ехали по деревянной дороге, иначе ее было не проехать, мы вступили на территорию Польши. Разместились на «зеленых» аэродромах. Потом форсирование Шпрее, взятие Берлина.
Кому-то может показаться, что война — это простая прогулка. Переехали с одного места на другое, постояли, обслужили самолеты и поехали дальше. Это не так. Нас также бомбили. При этом взрывали на аэродроме самолеты, заправщики. Гибли мои товарищи. Когда наши самолеты атаковали враги, летчики, имеющие парашют, могли выброситься из машины, а вот техники — нет. Но наши летчики не бросали их, предпочитая гибнуть вместе с ними. Я и, подобные мне товарищи, непосредственно не принимали участие в боях. Зато те, кого мы обслуживали, уверенно и смело громили врага, зная, что технику мы им всегда готовим надежно. Это о нас так хорошо рассказано в фильме «В бой идут одни старики». Это не выдумка, это реальная действительность.
Хорошо помню, как 7 мая мы подъехали к Берлинскому аэродрому, который представлял собой большое футбольное поле, окруженное в несколько рядов зенитками и прожекторами. Здесь было столько техники и самолетов, что нашим бензозаправщикам дали команду расположиться где-то в городе. Здесь еще шли уличные бои с остатками фашистов. И вдруг 7 и 8 мая почти на каждом доме по всему Берлину были вывешены белые флаги. «Капитуляция» — узнали мы. Уже на следующий день их сменили красные полотнища. Так я встретил День Победы. Домой я вернулся только 10 октября, наши войны помогали немцам – мирным жителям наводить порядок в городе».
Иван Алексеевич был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», а также тремя юбилейными медалями. Он прожил 96 лет.
Отредактировала Галина Борисенко, студентка АГУ
Фото