***

Война! Мне это слово знакомо. Но я не задумывалась, что оно значит для людей старшего поколения. Мой отец, Воловиков Дмитрий Павлович, праздник 9 Мая считал  днем особенным. Очень любил он рассказывать о войне, его часто приглашали в школы на собрания. Когда началась война, ему выдали мобилизационное удостоверение с отсрочкой, подписанное лично Сталиным. Дмитрий Павлович работал машинистом на паровозе и нужен был для перевозки и обеспечения Сталинградского фронта, так как Баскунчак был связующим звеном с боевыми частями передового фронта.

Однажды я попросила его рассказать о войне и записала интервью с ним. Он сразу начал с того, что люди назвали эту войну «Великой», потому что на защиту Родины поднялись все, от мала до велика. Я поняла, что это было страшное время. Отец рисковал своей жизнью. Жизнь, конечно, была дорога, но ведь честь еще дороже.

В минуты испытаний человек проявляет себя с разных сторон. Трусы просто погибали, не оставляя после себя никакой памяти. Но таких на войне было мало. Солдаты шли в бой, не думая ни о наградах, ни о славе. Они защищали свою землю, свой дом.

— Какой самый памятный эпизод того времени?

На Сталинградский фронт уходили поезда ради борьбы за победу. Стук колес и ветра свист, мчится поезд…  И вели его мужские руки Воловикова Д.П. и Зоткина П.Д. Поезда двигались один за другим, а ветер шептал нам: «Высунься в окно по пояс». Путь закрыт, так как впереди на пути стоит поезд с горючим. Порой поезда останавливались, и машинисты не сводили глаз с путей, потому что дальше двигаться нельзя, рельсы разбиты. Здесь же из окопов выбегала рабочая группа, которая быстро восстанавливала рельсы, а машинист ждал, нервничал, так как нужно было срочно доставить груз.  Мы ждем, не сводим глаз с путей. И вот зажегся светофор, и мы продвигаемся вперед, на передовую линию боев. А сельчане рыли окопы и восстанавливали рельсы.

Трудно вспоминать годы войны, всегда тяжело на душе. Меня часто спрашивали:

— Страшно было?

 — Конечно! Как Вы думаете, когда ведешь паровоз с военным орудием, солдатами, а рядом с тобой идет жестокий враг, все громит на пути, ничего не оставляя. Когда приходилось рассчитывать на собственные силы и сноровку, переносить чужую боль людскую, то о собственной забываешь. Было голодно,  холодно, но мы не теряли бодрости духа, как могли, мстили врагу, и благодаря мужеству и стойкости мы победили. Но никогда не забыть уже едкий дым пожарищ, который поднимался над нашими городами и селами.

Эпизодов было много, но один до сих пор стоит перед моими глазами: «Жизнь или смерть!»

Как-то загрузили состав, мы были готовы отправляться. Вдруг появился фашистский самолет и сбросил бомбу. Нас «закопало» в воронку и засыпало землей. Сердце сжалось у меня, думал, боль моя последняя, немая, а кровь стучит в моих висках, мыслей спутался порядок, ведь в длинном поезде солдаты и снаряды, снаряды. За спиною смерть, смерть моя… Так что же! На глазах появились настоящие мужские слезы… Потом самолеты улетели, бросив еще на поселок несколько бомб, горели дома, водокачка и др. Немцы подумали, что убили нас, но не гибнет русский машинист, хватит сил отрыться из земли. Отрылись… Шли еле-еле, передвигая ноги, на свой хутор, голодные, обессиленные, ободранные. Дома заволновались, увидев меня в таком состоянии. Они подхватили меня, плачут, кричат. Я смотрю в их лица и говорю: «Не плачьте, родные! Я ведь жив!» Сколько было таких эпизодов, моментов! Но мы все делали для Победы.

Вот так прошла моя жизнь. В грозные годы войны мне еще дороже стал мой родной поселок Баскунчак, изувеченный дымом, огнем, с опаленными деревьями, со сгоревшими домами. Разлуки с ним никогда бы не вынести мне.

Что мы пережили, расскажет историк,
как  сон был тревожен, и хлеб наш был горек.
Да, что там! Сравненья вовек не найти,
что б путь описать, где пришлось нам пройти!

Мой дядя, Воловиков Александр Дмитриевич, ушел добровольцем, совсем юным, он, как и его друзья, товарищи, ушел на фронт вместе со многими нашими сельчанами. Фронт для него, как и для его друзей, товарищей, был новой школой. Горькая, жестокая школа. Он сделал из дерева «ружье» и показывал своей маме, как он будет бить фашистов. Война позвала его в путь. Тут он до конца понял, что значит потерять родное село, понял, что нет ничего дороже матери, родных (они находились в разгромленном дотла селе), понял, что страшнее нет беды, чем гибель товарища, который час назад сидел с тобой в одном окопе. И это было видно на примере нашего села – везде горело, было много убитых. Но люди не сдавались. Немцы бомбили село, а люди выбирались из окопов и восстанавливали рельсы, чтобы шли по ним поезда. Сельчане проявляли мужество при исполнении своего долга.  Они получали письма с фронта, в которых рассказывалось о смелости, о том, что война всех задела своим чёрным крылом.

С фронта вначале мы получали письма, потоком нескончаемым шли солдатские треугольники. Вместо обратного адреса писали такие строчки, взятые из песенки о нашей почте: «Наша фронтовая, наша боевая, 808-я почта полевая». И письма приходили с таким адресом, где он писал, как бьет смело фашистов. Мы радовались этим письмам, его смелости в 18 лет. А затем связь прервалась.

Мы в это время жили на хуторе Бугрянский, где фашистские самолеты не давали нам покоя. Правда, не бомбили, но страх нагоняли огромный. Однажды, буквально около землянки, где мы жили, в воздухе начался бой между нашим и немецким самолетами. Строчили ужасно, вроде немецкий самолет сдался, а наш стал улетать, но немец подлетел сзади и сбил наш самолет. Самолет пошел на снижение туда, где пролегала железная дорога, упал рядом, а мы все побежали, чтобы спасти летчика. Он был еще жив, его увезли, а мы взяли на память часть крыла, которое и сейчас находится в Баскунчаке.

Потом пришло тревожное письмо, его написал его друг. Он сообщил, что в марте шли тяжелые бои, но они смело и мужественно дрались в бою, но потом он не мог найти моего дяди, было много убитых.

Самыми тяжелыми были бои у села Благодатное (на Украине), как рассказывают жители и воины, пятнадцать раз село переходило из рук в руки. Именно в эти месяцы погибли наши русские солдаты.

Война отняла у дяди все: смех, улыбку, жизнь. Он героически погиб 06.03.1943 г. в селе Благодатное Валковского района Харьковской области (Украина).

Это извещение пришло в наш дом в феврале 1946 г.: «Ваш красноармеец, Воловиков Александр Дмитриевич, 1923 г.р., уроженец Астраханской области  Владимировского района ст. В. Баскунчак, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 6 марта 1943 г. Похоронен с отданием воинских почестей в с. Благодатное Валковского района  Харьковской области (Украина)».

Так закончил свой ратный путь, отдал жизнь за Родину Воловиков Александр Дмитриевич, чтобы мы жили светло и радостно.

Горе невосполнимое. Ушли непреклонно, назад не пришли, спасли миллионы, себя не спасли.

Вечная память погибшим!
Помните, не забывайте! Они подарили нам Мир! Жизнь!

Хочется отметить трудовые подвиги в тылу. Тыл в эти тяжкие для страны дни  жил одной жизнью с фронтом. Тысячи нитей связывали тыл с фронтом. В тылу, как и на передовой, были свои герои. Чем злее война бушевала, тем тверже в труде и в бою, мы все, от мала до велика, ковали победу свою. Многие сельчане трудились на славу, они дали Родине клятву: «Родина, ты можешь на нас положиться, мы не подведем!» И можно с уверенностью сказать, что не подвели!

Многие за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  И среди награжденных тетя моей бабушки, Воловикова Фекла Ивановна (Павловна).


Документы