***

Я, Васильева (Лендова) Фаина Степановна, родилась в с. Иванчуг в 1936 году, с 1997 года проживаю в Астрахани.

Мой папа из потомственных рыбаков, Лендов Степан Васильевич, 1909 г.р. Вечная память ему!

Работал наш папа звеньевым ставного невода в колхозе с. Иванчуг Камызякского района нашей области. На всю жизнь осталось в памяти: сажали невода всем звеном около нашего дома на расстеленных парусах и на всю улицу распевали: «Раскинулось море широко…», «Встань, казачка молодая, у плетня…» и другие песни, а мы, малые дети, играли и подпевали им. Это незабываемо. Эхо далекого детства, которое в то время было самым счастливым.

Мама наша, Лендова Пелагея Ефремовна, вечная ей память, всю себя посвятила нашему воспитанию, сохранила нас всех.

Война! Это страшное слово! Хлебнула наша мама горюшка сполна, а ей шел 28-й год.

Очень хорошо помню папу. Мне было 5 лет и 3 месяца, когда провожали его на войну в конце августа 1941 года. Провожали всем звеном. Вызвали их из моря по повестке и на следующее утро с берега речки на баркасе отправили на сборный пункт. Проводы остались в детской памяти, как самое тревожное кино на всю оставшуюся жизнь. Папа из моря привез нам гостинцы. Мне —  сандалики, старшему брату – кепку, младшему, Алеше, – баранки. Рассыпал папа все гостинцы на столе, обнял нас троих со слезами на глазах и сказал: «Это вам, деточки, мой последний гостинец. Больше, наверное, я никогда и ничего не подарю и не обниму вас». Сердце его предвещало это. Действительно, это был последний гостинец.

Было нас у мамы четверо. Старшему, Косте, шел 10-й год, третьему, Алеше, – третий годик, а младшая, Руфина, родилась в сентябре и об отце знает из наших рассказов. Надо было пережить расставание нашей маме, как и многим женщинам нашей страны.

Помню,  бомбили в Ильинке огромные бензобаки. Земля содрогалась, немецкие самолеты пролетали со страшным визгом над нашим селом. Нефть плыла по реке и горела, небо было черным, и день был как ночь. Было очень страшно. С немецкого самолета сбрасывали листовки: «Милые дамочки, ройте себе ямочки, а 20-го числа ждите сильной бомбежки». Женщины рыли окопы, а мы, дети, настилали на землю в окопах траву, сено, запасали воду. Немецкие самолеты несколько раз пролетали над нашими огородами, но, Слава Богу, не бомбили. Мы плакали и прятались, где пришлось.

Для полива огородов носили воду на коромыслах, чаще это делали дети. Огороды находились в 3 километрах от села. Взрослые работали на полях колхоза и ферме. Мама работала на ферме дояркой. Уходила рано утром и поздно вечером возвращалась, потому что ферма была от села далеко. На ее попечении было нас четверо и старенькие родители папы, Василий Никитич и Наталья Егоровна. Пока был жив дедушка Василий Никитич, то помогал немного, ловил рыбешку. Бывало, наложит дедушка в сумку рыбу братишке и говорит: «Неси внучек, знай нужду». Но в 1943 году, зимой, дед ушел из жизни, и стало еще труднее.

Потом основным помощником стал братишка Костя, пока его не взяли в Астрахань, в школу ФЗО. И тут вся тяжесть воспитания братишки и сестренки легла на мои детские плечи. Было очень голодно. Тяжелыми были военные и послевоенные годы. Часто в доме была только вода.  Согреть ее надо было в печи, а разжечь было нечем, спичек не было. Выйдешь на улицу, посмотришь, у кого из трубы идет дым, берешь совок и за угольками к соседям. Затем затопляешь свою печь, а я до нее еле доставала.

Братишка Алеша и сестренка Руфа просили у меня хотя бы  маленький кусочек хлеба, чтобы пососать его, как конфетку. Что я могла им ответить? То, что  придет такое время, когда нарежу вам на тарелку много хлеба, и будете есть, сколько захотите. Вот такая у нас была «веселая жизнь».

В годы войны сама природа помогала выживать людям. В чакане рыли мучки, сушили, трясли их, варили какую-нибудь кашу. Из реки вытаскивали мохнатые свисташки, сушили, соскабливали мох ножом, и толкли или просто грызли их. Рыли в земле «базлучки», зеленые орешки, и тоже ими питались. О хлебе не помню, давали его или нет, а если и давали, то очень мало.

Писем от папы с фронта было немного. Была всего одна фотография, которая очень дорога и памятна для нас. Строчки из последнего письма, по рассказам мамы, помню: «Идем под Курск, жив буду, напишу. Береги детей». И все. Писем больше не было. Пришло извещение маме, что в апреле 1942 года наш папа, Лендов Степан Васильевич, 1909 года рождения пропал без вести. Старший братишка Костя вспоминал, что на последнем письме – треугольничке штамп был г. Сумы.

Пережили голод и нищету. Стали давать хлеб по рулонам, потом по карточкам. Не дай Бог, потерять эту карточку, ее давали на каждого иждивенца. Потом стали продавать коммерческий хлеб, в очередь вставали с 3-х часов утра.

Пенсию за пропавшего без вести папу платили 8 рублей, потом прибавили еще 4 рубля. Вся роскошь! Как мы достались нашей маме!  Рано повзрослели мы, дети войны. Карабкались по жизни, как могли, пошли все своим путем. Братья отслужили в армии, работали, создали семьи. Теперь их уже нет в живых, вечная им память.

Старались искать папу. В 80-е годы писала в газету «Сельская жизнь». Возможно, кто-то из солдат служил с папой, знал его, но ответа ниоткуда не получила.       Наш дядя, младший брат папы, Лендов Никита Васильевич, был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». Разыскивал папу тогда по концлагерям, но не нашел ни в живых, ни в погибших.

После войны Никита Васильевич, подполковник в отставке, жил и работал в Риге, в редакции газеты «Красная Звезда». Выпускник Астраханской газетной партийной школы (выпуск 1938 г.). Помню старую фотографию дяди, на которой были все участники этого выпуска. Когда Никита Васильевич приезжал в Иванчуг, всегда заезжал в Астрахань, в редакцию газеты «Волга» (1947 — 48 гг.). В то время в редакции работали его товарищи.  Он прошел военным корреспондентом или журналистом, не знаю, Хасан и Халхин-Гол, затем Великую Отечественную войну. Награжден многими правительственными наградами. Был несколько раз ранен. В 1981 году 14 июня после тяжелой болезни ушел из жизни, болели старые раны. Похоронен в г. Рига на кладбище военных офицеров. Сохранились ли теперь могила, памятник дяде, не знаю, с его сыновьями Виктором и Сергеем связи нет. Мне очень хочется, чтобы имя Лендова Никиты Васильевича вошло в Книгу Памяти военных журналистов, участников ВОВ.

Когда умер Никита Васильевич, из Риги прислали газету с некрологом, где были названы все военные заслуги Лендова Н.В. Газету эту забрал журналист камызякской газеты «Маяк Дельты» Волков, т.к. он лежал в больнице вместе с моим мужем, Васильевым Алексеем Никифоровичем, в одно и то же время. Пообещал газету вернуть, брал для музея, но с болезнью мужа (1-й – 3-й — 5-й инсульты) хватилась после смерти мужа в 2009 году. Теперь ничего не найду.

Молодость моя была веселой. С третьего класса участвовала в художественной самодеятельности и до самого замужества. Была секретарем колхозной комсомольской организации. С концертами ездили по соседним селам. Молодежь в то время была очень активная, 40 комсомольцев было в селе. На комсомольских субботниках закладывали силос для животных, работали по благоустройству села. В Иванчуге в то время был замечательный Дом культуры. Заведующим был участник ВОВ Шапошников Александр Константинович, вечная память ему. После кино, концертов молодежь гуляла по улицам села, распевала песни военных лет.

Я окончила Иванчугскую школу, бухгалтерское отделение АТКШ (очно). Работала в колхозе бухгалтером. Заочно окончила Астраханский кооперативный техникум по специальности «товаровед промышленных и продовольственных товаров». Работала товароведом, а также на выборных должностях. Награждена за работу почетными грамотами, юбилейной медалью «За трудовую доблесть» в честь 100-летия В.И. Ленина, двумя медалями «Победитель соцсоревнования».

В 1957 году вышла замуж. Муж мой, Алексей Никифорович Васильев, 1929 г.р. отслужил 5 лет на Сахалине. Окончил Астраханский физкультурный техникум. После армии его направили работать преподавателем физкультуры в Уваринскую среднюю школу. Все свободное время отдавал воспитанию молодежи. Тыловик, отличник народного образования. Проводил с учениками шлюпочные и велопоходы, игры, зарницы.

Мы с мужем имели большое хозяйство. Более сорока трудовых лет отдали селу. Вырастили и выучили двух дочек. Они окончили Астраханский радиотехнический техникум. По распределению старшую, Наталию Алексеевну, направили в Разданмаш, в Армению, там дочка и осталась. Младшую, Марину Алексеевну, направили в Астрахань, на завод «Прогресс». Работают они по своим специальностям.

Все наживали своим трудом, ничего не просили у государства.

В июне 1981 года у мужа случился первый инсульт, кое-как врачи «вытащили», доработал до пенсии. Потом второй инсульт, третий… пятый. Долго лежал, тяжело расплачивался за фронтовое детство. В 2009 году ушел из жизни. Младшая дочь,  Марина, с мужем, Энвери Николаевичем, помогали мне ухаживать за папой и мужем до конца его дней. Дай Бог им здоровья. А мужу, вечная память!

Теперь они скрашивают мою старость. Трое внуков и одна внучка у меня. Сергей и Аркадий отслужили в армии, Николушка в 11-й класс пойдет, отличник. Есть две правнучки и правнук. Счастливая я бабушка. Помогаю детям на огороде.

Дай Бог, чтобы Россия наша была всегда «могучая, никем непобедимая…» и  дети, внуки и правнуки наши не знали таких испытаний, какие выпали на наше детство.


Фото


Документы