Кошелев Григорий Васильевич осенью 1942 года был отправлен в составе военного трудового восстановительного поезда в сторону фронта. Поезд этот был подготовлен к отправке на станции Астрахань — 2 и на станции Трусово. Люди были из Астрахани и Астраханской области. (Но на мои запросы в архив г. Подольск ответили, что сведений об этом у них нет. Это было в марте 1991 года. Сейчас я снова обратилась в Государственный архив Астраханской области с этим вопросом).
С ним поехала его невеста, Марчева Мария Михайловна, и была она с ним там до демобилизации в марте 1946 года. Тогда только они зарегистрировали официально свой брак, хотя к этому времени у них родилось двое детей. Но первый ребенок умер, это была девочка. Второй ребенок родился в 1945 году, когда они находились под Одессой в Церпке.
Всю войну папа в составе трудового военного поезда работал на победу нашей страны в той страшной войне. Они разбирали взорванные мосты, железнодорожные линии и постройки, заново их строили. Все делали вручную, техники у них не было, даже рельсы носили на плечах. Их часто обстреливали и бомбили немецкие самолеты. Папа рассказывал как однажды, когда они несли длинное и тяжелое бревно, с неба стали падать бомбы. Один осколок, прилетевший от бомбы, срезал мужчине голову с плеч, и он упал. Они сразу не могли бросить это длинное тяжелое бревно и продолжали нести его.
В Одессе в 1946 году родители работали на восстановлении какого-то завода. Их первую дочь звали Люсей. Прожила она всего полтора года, скончалась от отита, потому что не было лекарств и лечить было нечем. Похоронили её в местечке Церпка под Одессой.
От того что папе всю войну приходилось поднимать тяжести, у него позже развились расширение вен и тромбофлебит, и бревно, упавшее ему на ногу, довершило это плохое дело военного времени. Рана на ноге от стопы до колена не заживала у него 37 лет, впоследствии ногу ему ампутировали. Из-за этого у папы была инвалидность с 1962 по 1991 год, т.е. до конца жизни. Сердце не выдержало постоянной боли и остановилось в июле 1991 года.
Мама на фронт уехала добровольно в 1942 году. Её никто не посылал, не призывал, не заставлял. Папу послали, а она поехала вместе с ним. Работала на кухне, стирала, приходилось выполнять еще какие-то разные работы, не знаю, но здоровье было подорвано. У неё отнимались ноги, болел позвоночник, когда мы ещё были детьми. Мама скончалась в марте 1993 года.
Спасибо им за то, что внесли свой вклад в дело освобождения нашей страны от фашистских захватчиков.
В 1945 году папа был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Я помню, что они были у нас в доме, когда я была маленькой девочкой. Документы и одна медаль не сохранились. Но мои родители говорили об этом нам, своим детям.
Спасибо всем, кто отстоял рубежи нашей страны и дал возможность нам жить в нашей свободной стране. Вечная светлая память героям!
О бабушке
Марчева Наталья Мироновна по-своему ковала победу в Отечественной войне. Она вязала для фронта шерстяные носки, варежки и перчатки. С ней вместе вязали её дочери: Валентина и Мария. В 1942 году Мария уехала на фронт в составе военного трудового поезда вместе со своим мужем, хотя её не призывали, а она поехала по своей воле. У Натальи Мироновны пропали без вести два её сына в феврале 1943 года под Сталинградом. Дочь Валентина в 14 лет пошла работать на рыбзавод им. Буденного. Днем и ночью наравне со взрослыми она работала для победы над захватчиками. В 15 лет стала членом ВКП(б). Тогда это означало стать более ответственным за всё, что происходит вокруг. И этим она помогала ковать победу над захватчиками.
Наталья Мироновна до самой смерти своей не могла поверить в гибель своих сыновей и ждала их, пока в октябре 1958 года не прекратился её жизненный путь на земле. Её муж, Марчев Михаил Фёдорович, тоже окончил свой жизненный путь в 1958 году, в мае. Вместе они ждали своих пропавших без вести сыновей, не верили в их гибель. Стояли в их комнатке в бараке два стула для дорогих гостей: Михаила и Алексея, но так и не дождались их. Но память о них живет и по сей день и будет жить.
У бабушки Наташи на фото 1943-1944 г.г. на левом ухе есть серьга, а на правом – нет. У неё были серебряные серьги. Она их надела, когда сыновья ушли на фронт. Потом одну серьгу она потеряла, но не стала снимать вторую. Она говорила: «Если одна серьга осталась, значит, хоть один сын живой вернется домой». И так в одной серьге ходила, не снимала её.
Но не вернулись сыновья, не дождались Наталья Мироновна и Михаил Фёдорович своих сыновей с войны жестокой и беспощадной. Только в Книге памяти есть запись, что они оба пропали без вести в феврале 1943 года под Сталинградом. Были взяты на фронт на разные направления, в разные армии, а пропали без вести в один месяц, в один год, в одном месте – под Сталинградом. Где их могилы? Неизвестно. До сих пор неизвестно.
Марчев Михаил Михайлович родился в 1908 году, пропал без вести в феврале 1943 года.
Марчев Алексей Михайлович родился в 1924 году 12 апреля, пропал без вести в феврале 1943 года.
Марчева Наталья Мироновна родилась в 1884 году 4 октября, скончалась 17 октября 1958 года.
Марчев Михаил Фёдорович родился 15 мая 1882 года, скончался 26 мая 1958 года.
Спасибо им, что мы теперь живем. Светлая всем им память, приблизившим день Победы над захватчиками – фашистами. Все они будут жить в нашей памяти!
О маминых братьях
Марчев Михаил Михайлович и Марчев Алексей Михайлович были призваны на фронт и пропали без вести в феврале 1943 года под Сталинградом.
Алексей Михайлович родился 12 апреля 1924 года в Тамбовской губернии и с родителями переехал в 30-х годах в Астрахань, учился в школе № 40 г. Астрахань.
Марчев Михаил Михайлович родился в 1908 г. в Тамбовской области и также вместе с родителями в 30-х годах переехал в Астрахань. Их отец, Марчев Михаил Фёдорович, был переведен в Астрахань. Он работал путейцем на железной дороге, с ним работал и его старший сын Михаил.
В Астрахани они жили в бараке на станции Болдинская пристань Приволжской железной дороги. Это рядом с «Каспрыбсбытом». У них была одна маленькая комната, где они жили вшестером: родители, две сестры и два брата. Из Тамбовской области к ним иногда приезжали еще две их сестры.
В начале войны у братьев была бронь из-за их работы. В 1942 году их призвали на войну. У Алексея одна рука была сломана в 14 лет и неправильно срослась в локтевом суставе, но это не помешало призвать его на фронт.
Родители до своей смерти не смирились с пропажей сыновей и искали их. После их смерти их сестры продолжили поиски, после смерти сестер продолжаем искать мы племянники, потому что жен и детей до войны у братьев не было. Не успели они жениться, а война их не пощадила, не дала оставить после себя продолжение.
Алексей учился в школе № 40 г. Астрахань и перед войной с отличием окончил школу. Работал на нефтебазе, на станции Астрахань-2. Михаил работал тяжеловозом вместе с отцом-путейцем. Была такая профессия – тяжеловоз. Но не помогла она Михаилу выжить и вернуться домой.
Светлая память маминым братьям и всем, кто отстоял рубежи нашей Родины.
Пенсию платили родителям, женам, детям погибших, на которых были документы о гибели, или даже письма родственникам от очевидцев гибели, или смерти в медсанбате. Без вести пропавшие считались не погибшими, а исчезнувшими и пенсия за них не полагалась. Простите, герои, что нет других сведений о вас, кроме «пропавшие без вести».
До сих пор не поминались пропавшие без вести, не служили в церкви «за упокой», а значит, вы вечно живые, и в памяти родственников, и в истории страны.
Светлая вам память. Были бы живы, то дали бы о себе знать за все годы ожидания вас. Спасибо вам, дядя Миша и дядя Лёша. Мы вас помним. Ваши портреты в Краеведческом музее в зале «Боевой славы». И будут приходить потомки, смотреть на ваши красивые, добрые лица.
О соседке
Нечаева Аграфена Кирилловна в начале ВОВ на две недели была вывезена на подступы к Астрахани, копала вместе с другими заградительные окопы. Я нашла справку, в которой написано, что она работала на заградительном рубеже и выполнила задание по количеству выкопанной земли 40 куб. м., поэтому отпущена домой. В то время она работала уборщицей в погрузочно-разгрузочной конторе станции Астрахань -1 РУЖД. Сохранились облигации военного государственного займа, которые Аграфена Кирилловна покупала, чтобы помочь фронту, помочь своей стране победить фашистских захватчиков, но так и не дождалась погашения облигаций.
Её земной жизненный путь закончился в феврале 1971 года. Всю жизнь она жила скромно, бедно, была трудолюбива и добра.
Когда в войну она была на оборонительных рубежах Астрахани и копала окопы, её землянку обокрали. Унесли весь нехитрый скарб, о чем она долго плакала и даже в послевоенные годы. Жили тогда все бедно. Ей было обидно потому, что люди знали, что она копает окопы, но это не помешало обокрасть её землянку.
Спасибо за труд, за помощь в победе над фашизмом, Аграфена Кирилловна. Светлая Вам память.
После войны тетя Груня жила в землянке, были у неё козы, много коз, больше никого не было. Когда она заболела, то моя мама за ней ухаживала. И хоронили её мы, наша семья. И за могилкой её ухаживала моя мама, потом я.
В последние годы перед смертью баба Груня купила маленький домик в 13 кв. метров, но он был холодный, без каких-либо удобств. Притащили трактором домик, установили, печку сложили. И жила баба Груня, радовалась, что не в землянке уже живет, хотя домик был всего 1м 80 см высотой, но баба Груня была невысокого роста, привыкла, нагибаясь ходить в землянке. И в домике ей было хорошо, но недолго она прожила. В феврале 2-го 1971 года её не стало.
Сколько таких одиноких людей жило, и были они тем народом, что помог фронту двигаться вперед, и быть сытыми, обутыми, одетыми, иметь оружие, снаряды, патроны, которые им готовили все, кто тогда жил в тылу. Но этот тыл помог выстоять в борьбе за страну и победить. Без тыла верного была бы победа еще труднее.
Светлая память ушедшим из жизни, одержавшим победу, победу приближавшим своим трудом.
Фото
Документы