Моя мама Мария Устимовна Жегулова, уроженка Пензенской области, ушла на войну совсем юной девушкой. Прошла подготовку в Тамбове, Ярославле, Сталинграде и на фронте была шофером, танкистом, а в последние дни войны в виду ее особого положения – поваром. Особое положение – это беременность. Мама ждала меня. С отцом не успели расписаться – победа была уже близко, они мечтали отметить свадьбу и день победы сразу. Отец погиб на маминых глазах: машина, в которую он сел, взорвалась. Диверсия. Это было перед самым концом войны.
Мама не любила говорить о войне. Для нее эти воспоминания были тяжелы, хотя она – человек очень сильный, мужественный, выдержанный, много чего пережила. Она была шофером в 52-й автосанроте 1-й Гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. Отлично владела немецким языком. В документах Центрального архива записано: «Жегулова Мария Устимовна первая из девушек в роте на отлично овладевшая искусством вождения. Вот уже год работая на машине без аварии и поломок, т. Жегулова М.У. систематически перевыполняет нормы пробега. Работая с госпиталями первой линии, тов. Жегулова М.У. перевозила до 1000 человек раненых…»
Первая линия – это линия фронта. Мама рисковала собственной жизнью, спасая раненых.
8 июля 1945 года мама была демобилизована. Из Польши, где она тогда находилась, до дома добиралась долго, приехала домой в августе. А 8 сентября 1945 года родилась я, никогда не видевшая отца.
Отредактировала Марина Паренская, корреспондент газеты «Волга»
Фото
Документы