В отделе краеведения и библиографии библиотеки им. Н. К. Крупской действует выставка „Ожерелье ислама”, посвященная астраханским мечетям и святым местам Астраханского края. Подобная выставка впервые предлагается читателям и тема астраханских мечетей и аулья является одной из самых интересных и малоизученных.
До революции в Астрахани насчитывалось 8 мечетей, в том числе шиитская, персидская и ногайская. Свою мечеть имел каждый торговый двор (Бухарский, Гилянский, Агрыжанский). В сельской местности имелось 10 соборных и около 45 мечетей без права служения пятничных намазов. За 1920–1930–е годы большинство мечетей было закрыто, здания переоборудовались под промышленные предприятия, склады, культурно–развлекательные или другие учреждения, многие были разрушены. Ситуация существенно изменилась только с 1990 года. В настоящее время в Астрахани, наряду с новыми, действуют одни из древнейших мечетей области, это Белая или Ак–мечеть (1810 г.), Зеленая, (1831 г.), Черная (1816 г.), Кавказская (1900 г.) мечети.
Исследованием истории ислама на Астраханской земле, занимаются: востоковед В. М. Викторин, исследователи Идрисов Э. Ш., А. В. Сызранов, сельские краеведы Джуманов Р. У., Ишбирдиева З. Ф. и другие.
Культ мусульманских святых достаточно широко распространен в мусульманском мире и включает в себя целый ряд элементов и конкретных проявлений, прежде всего—почитание реально живущих и вымышленных лиц, квалифицированных как „святые”, поклонение их могилам, а также деревьям, водоемам, камням, так или иначе связанных со святыми. На территории Астраханского края особо почитаемыми являются следующие аулья : аулья Сеит–баба, аулья Букей–хана, аулья Махмуд–афанди.
Об этих и других мусульманских культовых сооружениях можно познакомиться на выставке „Ожерелье ислама”.
Особое внимание хотелось бы обратить на следующие издания: В. М. Викторин Ислам в Астраханском регионе (М., 2008), здесь показаны становление и современное состояние мусульманских общин Астрахани и области, освещена деятельность Духовного управления мусульман Астраханской области, рассмотрены межконфессиональные взаимодействия астраханских мусульман, а также представлены материалы съезда Исламской партии „Нахдат”. А. В. Сызранов Ислам в Астраханском крае : история и современность (Астрахань, 2007), большое внимание в монографии уделено мечетям и мусульманским святым местам, приведен список астраханских мечетей , имеются цветные фотографии мечетей и аулья города и области. А. В. Сызранов. Святые места мусульман Астраханского края : история и современность (Астрахань, 2006), в книге рассматриваются эволюция и разнообразие нижневолжского ислама — культа мусульманских святых. Ислам на юге России (Астрахань, 2007), сборник состоит из ряда статей, посвященных изучению ислама на юге России, большое внимание уделено мусульманской культовой архитектуре Астрахани. Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде : историко–археологическое исследование (Астрахань, 2007), работа посвящена изучению распространения ислама в Золотой Орде, на основе анализа письменных, археологических и этнографических источников исследуются вопросы, связанные с распространением мусульманства в среде городского и кочевого населения Улуса Джучи. Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в xx веке (Волгоград, 2002), в сборнике представлены документы, содержащие сведения о религиозных организациях, существовавших на территории Нижней Волги и Дона, и каталог культовых зданий, в том числе мусульманских.
Выставка рассчитана на самый широкий круг читателей, занимающихся изучением истории Астраханского края, историей религий и архитектурой культовых зданий.