Мир старообрядчества

В фонде отдела редких книг и книжных памятников собраны книги по самым разным областям человеческих знаний. Немалую часть составляют книги религиозного содержания: история мировых религий, различных конфессий, книги антирелигиозной направленности, относящиеся к периоду становления Советской власти, православные журналы, а также книги по истории старообрядчества. Поводом для создания выставки «Мир старообрядчества» послужила презентация  недавно увидевшей свет книги Елены Владимировны Арслановой (Пауновой) «Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области». Презентация книги прошла  в рамках корпоративного движения «Возрождая традиции» и международного этносоциального проекта «Астрахань многонациональная». Елена Паунова, будучи давней читательницей нашего отдела, в написании своей работы во многом опиралась на материалы из фонда редких книг.

На выставке представлены книги исследователей старообрядчества, с разных точек зрения трактующие раскол  Русской Церкви. Это и авторы-старообрядцы (или сочувствовавшие расколу), и притеснители раскольников.

Весьма важным источником для истории возникновения раскола и для русской церковной истории вообще является автобиография протопопа Аввакума: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это не только важный памятник церковной истории, но и замечательное литературное произведение, написанное живым и выразительным народным языком. Житие Аввакума сохранилось во многих рукописных списках и в ХIХ-ХХ веках было многократно издано и переиздано. Одно из таких изданий вышло под редакцией Н. И. Субботина.

Книги духовных авторов трактовали раскол только с точки зрения религиозных разногласий между православными и раскольниками. Совершенно новый подход к истории раскола дается в книге казанского профессора А. П. Щапова: «Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века: Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения раскола» (Казань, 1859).

Тема старообрядчества была интересна не только историкам, но и писателям-этнографам, таким как П.И. Мельников (Андрей Печерский), который был знатоком религиозной жизни и домашнего быта раскольников, принимавший непосредственное участие в правительственном надзоре над ними.

Плодовитым писателем по вопросам раскола и сектантства и усердным собирателем материалов был А. С. Пругавин. Его книги:  «Старообрядчество во 2-й половине XIX века» (1904 г.), и «Раскол-сектанство.» (1887 г.) пользуются особенной популярностью читателей.

Одним из последних монументальных исследований в русской исторической науке в отношении изучения раскола была книга современного русско-американского историка профессора С. А. Зеньковского: «Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века». Книга неоднократно переиздавалась, и издание 2006 года было подарено нашей библиотеке читателем-другом Натальей Сергеевной Канатьевой.

Наша выставка будет интересна научным работникам, историкам, этнографам, самим старообрядцам и всем тем, кому не безразлична история Русской Церкви.

Читайте также: