Центром правовой информации библиотеки оформлен стенд «Права потребителя», посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей, отмечающемуся 15 марта.

Из истории празднования известно, что впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года — 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной ассамблеи ООН). Понятие «потребитель» предложил Президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе США 15 марта 1962 г. Он же сформулировал первые четыре основных права потребителей, которые впоследствии были расширены Всемирной организацией союзов потребителей (СI), созданной в 1961 г. в Нидерландах.

В настоящее время Всемирная организация союзов потребителей (СI) объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран мира, представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО и ООН.

В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые отмечался в 1994 году и по настоящее время этот праздник отмечается в нашей стране ежегодно.

Всемирная организация союзов потребителей (CI), под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных правил потребителей:

─ право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);

─ право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов услуг, опасных для здоровья и жизни);

─ право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);

─ право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);

─ право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);

─ право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);

─ право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализация товаров и услуг);

─ право на здоровую окружающую среду.

В целях привития интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей и формирования правовой культуры жителей Астраханской области на стенде представлены выдержки из Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) и Решения Городской Думы МО «Город Астрахань» от 29 ноября 2007 г. №150 «Об утверждении городской целевой программы по защите прав потребителей «Уверенность производителю – качество потребителю на 2008-2010 годы».

Также на стенде размещена информация практического характера: помещен образец претензии, в связи с неудовлетворительным качеством коммунальных услуг; приведены примеры из судебной практики по защите прав астраханских потребителей; представлены телефоны и адреса организаций, куда могут обратиться граждане, если нарушены их потребительские права, если им продали некачественный товар или оказали в неполном объеме услугу.

Читайте также: