200-летний юбилей великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя ознаменовался в Отделе редких книг книжно-иллюстративной выставкой «Путешествие с Гоголем по Пространству и Времени».
Отдел располагает немалым количеством изданий самого Гоголя и «о Гоголе». Особо редкими можно назвать прижизненные издания писателя: это первое издание пьесы «Ревизор» (1836 год) и публикации в первом номере пушкинского «Современника» в том же 1836 году: «Коляска», «Утро делового человека», «Движение журнальной литературы в 1834 и 1835 году».
На выставке также можно увидеть многочисленные издания и переиздания бессмертных произведений Николая Васильевича, осуществленные как в дореволюционный период, так и в советское время. Отдельно выделены художественно оформленные издания с иллюстрациями известных русских и советских художников-иллюстраторов.
Большую часть выставки занимают литературоведческие исследования творчества Гоголя, начиная с первых рецензий (1832 г.) и кончая первыми изданиями классиков литературоведения. Это знаменитые книги Андрея Белого «Мастерство Гоголя», Виктора Виноградова «Этюды о стиле Гоголя», Ивана Ермакова «Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя», парижское издание Константина Мочульского «Духовный путь Гоголя» и многие другие.
Публикации в дореволюционных российских журналах, приуроченные не только к юбилейным датам, дают представление о том, как все более и более углублялось знание о Гоголе-писателе и Гоголе-человеке.
Наша экспозиция на презентации юбилейной выставки «Любовью озарив Россию…» вызвала самый живой интерес участников. Ну, а для тех, кто еще у нас не был, добавим, что в своем роде изюминкой выставки можно назвать книжку «Настоящий Ревизор» некоего князя Цицианова, написанную «по горячим следам» в том же 1836 году, сразу после первой постановки «Ревизора» Гоголя. Эта бездарная пьеска (по мнению многих знающих людей) была написана в пику гоголевской комедии с целью как-то обелить посрамленное российское чиновничество в глазах обывателей. История книжки и её поступления в нашу библиотеку – отдельный рассказ, с которым познакомится каждый, кто посетит выставку.
И каждый посетитель согласится с тем, что итогом и нашей скромной выставки, и юбилея в целом можно признать факт бесконечности и «безразмерности» Гоголя, далеко не исчерпанного к своей 200-летней годовщине.