27 ноября в отделе редких книг и книжных памятников прошел пушкинский урок
Участниками урока стали ученики 7-го класса 32-й школы г. Астрахани. По просьбе преподавателя русского языка и литературы Елены Геннадьевны Вяловой, сотрудниками отдела был подготовлен экскурс в пушкинскую эпоху, посвященный формированию исторических взглядов А.С. Пушкина. Прежде всего, вниманию школьников были продемонстрированы знаменитые и чтимые как современниками, так и учеными последующих лет труды, послужившие Пушкину в его исторических изысканиях: «История императора Петра Великого» Феофана Прокоповича; «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова, «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Но сначала школьники смогли проследить творческий путь Александра Сергеевича начиная с его первого стихотворения, опубликованного в журнале «Вестник Европы» в 1815 году, до первого номера журнала «Современник» (1837 г.), журнала, издателем, редактором и автором которого стал поэт. Среди прижизненных изданий как подлинных, так и факсимильных, в Отделе хранятся и произведения исторического плана: «Борис Годунов», «История Пугачёвского бунта».
Ребята смогли ощутить дыхание времени, разглядывая вблизи самые разнообразные печатные материалы, которые читал и издавал как сам А.С. Пушкин, так и его современники: журналы «Вестник Европы», «Северный Архив», «Московский телеграф», «Литературная газета», «Современник».
Привлёк внимание и рукописный альбом 30-40-х гг. XIX века, который неведомые нам астраханские жители заполнили «и стихами и прозою», в том числе тогда ещё неизданными стихотворениями А.С.Пушкина, причем и на исторические темы: «Бородинская годовщина» была написана в 1832 году, а опубликована лишь десять лет спустя. Незавершенный замысел Пушкина по истории Петра Великого был отслежен и изучен уже в наши дни: книга «Пушкин А.С. История Петра», представляет собой изданные в 2000 году конспекты первых 9-ти томов 30-томника «Истории Петра …» И.И. Голикова. В этой книге великолепно представлена творческая лаборатория писателя, всё более и более склонявшегося в сторону Истории.
Ребят заинтересовал также и внешний облик книг того времени. Заодно им были показаны самые древние, самые маленькие и самые большие по формату книги. Встреча задела слушателей за живое, что проявилось в многочисленных вопросах, которые не остались без ответа.