***

Усманов Дауд Аубекерович начал свою военную службу в Астраханской караульной роте стрелком, стоял у ворот Кремля часовым. Служил с сентября 1921 года до сентября 1923 года. Уволен в запас 23 сентября 1923 г.

И снова был мобилизован 15 ноября 1941 года Наримановским райвоенкоматом. В Великой Отечественной войне участвовал в составе 1948 саперного батальона  сапером. Имеет правительственные награды: медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; юбилейные медали: «20лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «60 лет Вооруженных Сил СССР».

По рассказам отца, новобранцев погрузили на баржи и на буксире привезли в Сталинград. Затем отправили на Воронежский фронт, там они держали оборону. После Воронежа перебросили на Владикавказ тоже для обороны. Один раз пришлось преодолевать многокилометровую водную преграду ночью по пояс в воде в полном снаряжении, а по суше нельзя было, потому что там немцы. Как-то он отстал от основной группы, заблудился, шел ночью и уперся в глубокий котлован, кругом воют волки. Слышит, ползет к нему кто-то, оказалось, такой же заблудившийся. Просидели до утра в котловане в окружении волков, патронов было мало, близко не подпускали, стреляли.

Так он попал на 3-й Украинский фронт, там он встретил земляка из Татаро-Башмаковки, он был поваром. Как рассказывал отец, немцам сидеть не давали, гнали вперед и вперед. Один раз разрешили отдохнуть в поле, кругом стояли стога соломы. Отец подошел к стогу, снял один сноп, а там торчат сапоги, позвал товарищей и вытащили заснувшего немца. На допросе он рассказал, что здесь отдыхали немцы. Не дав солдатам отдохнуть, пошли догонять немцев, это было на Украине. На это место прилетели немецкие истребители, думали, что наши войска отдыхают, а они шли и шли пешком. Однажды сидят в окопах, не показывая головы, немецкие снайперы стреляют, кругом в окопах мертвые немцы, на них клали котелки и, согнувшись, ели. Один здоровый плечистый русский мужик не захотел есть среди мертвых, сказав, что его никакая пуля не берет, взяв котелок, вышел из окопа и стал есть на земле, тут в него снайперская пуля и попала. Участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, вышли из окружения немцев, всеми силами прорвались.

Когда пересекли Венгерскую границу, там жители угощали их местными винами и едой, были и отравления, сразу же запретили брать что-либо у местных венгров. Отец рассказывал, как преодолели Дунай по взорванному мосту. Остались от моста одни балки, и они, обхватив балку ногами, и, держась руками, на спине автомат и вещмешок, вниз посмотришь, голова кружится, пересекли Дунай.

Дошли до Австрийской столицы. При взятии Вены долго шли бои, внутри города не сдавались, шли перестрелки. После этого их направили в сторону Германии,  тут и объявили о Победе.

После возвращения в Союз освободителями они сразу были отправлены в Крым на отдых и лечение. Когда приехал домой в родное село, узнал, что жена и дети умерли от голода, осталась только дочь от первого брака.

После войны вновь создал семью, где родилось четверо детей. Поступил работать в Астраханский аэропорт в 1946 году, где проработал до пенсии, умер в 1984 году.

Мама, Усманова Нафися Ажмукминовна, во время войны работала на строительстве Кизлярской железной дороги. Носилками таскали (носили) землю, копали окопы под Ассадулаево. Когда работали под Ассадулаево женщины и подростки 16 и 17 лет, с воздуха спускались на парашюте немецкие диверсанты, их сразу же арестовывало НКВД. По рассказам мамы, однажды рано утром подросток из села Яксатово пошел искать лошадь, когда прямо на него направлялся немецкий самолет, он испугался, лег на землю. Самолет пролетел низко над землей, с него летчик бросил белый хлеб, намазанный маслом, и летчик прокричал: «Кушай, мальчик». Подросток пришел в барак и все рассказал взрослым, что он хлеб с маслом не взял. Он на арбе возил воду, землю и продукты.


Фото