Страницы жизни

9 мая – День торжества и памяти, гордости и скорби – праздник Победы!

Вечна и жива память о тех, кто жил до нас и продолжает жить в наших мыслях и делах, в наших устремлениях, в нас самих.

…Перебираю сохранившиеся семейные реликвии, письма, документы. Мой отец, Ахвердов Арсен Авакович. Кратко из автобиографии. Родился в 1910 году. В 1939 г. – окончил с отличием Московский институт инженеров транспорта по специальности «Построение и эксплуатация мостов». С 1940 по 1970 гг. работал в Астраханской дистанции пути (ПЧ -1), в должности заместителя начальника по искусственным сооружениям (ЗПЧ-1). В период Великой Отечественной войны с 1942 по 1943 гг. должность называлась ЗПЧ-1 по восстановлению, а с 1943 г. был назначен по совместительству государственным инспектором – приемщиком от Рязано – Уральской железной дороги на перестройке Болдинского железнодорожного моста.

…В 1942 г. настало трудное время для Астрахани – враг был в 40 км от города. Частые сигналы воздушной тревоги, заранее собранные узлы с самым необходимым, часы сидения в бомбоубежище… Дети не плакали, женщины не улыбались, мужчин рядом не было… Отцы, сыновья, братья являли собой щит Родины и семьи.

Потом был приказ: «Комсоставу железнодорожников срочно эвакуировать свои семьи, а самим перейти на казарменное положение. Всё военное время отец и его команда (слово «подчиненные» он не употреблял) оставались на казарменном положении. Только «профессионал-движенец» в полной мере может дать оценку действий по обеспечению безопасности и графика движений поездов и составов.

Эшелон с семьями отправился из Астрахани 2 сентября 1942 г. по «зеленой улице». В начале пути всем было очень страшно: бомбёжки, разорванные рельсы, горящие вагоны и цистерны. Перед ст. Богдо приказали закрыть окна.  Впереди горели целые составы, и наш эшелон на большой скорости промчался сквозь огонь…

…В пути было всякое, но добрались до узбекского города Чирчик. Там с детьми мама пробыла до осени 1944 г., когда наша семья собралась в Астрахани: отец, мать, я (7 лет), брат (5 лет), сестра (2 года). И это было наше счастье. А потом была Победа, тяготы и героика послевоенных лет.

Отец не любил говорить о трудностях, о страхах военных лет… Он не носил своих наград, но они были на виду дома, за стеклом книжного шкафа. «Наши награды для Вас, молодых, чтобы помнили время, которое выбрало нас. Мы жили по долгу, по приказу, по совести, мы сделали всё, что могли, а многие даже больше».

Кто-то сказал, что отец был не громким героем, но ярким участником событий МИРА ПОДВИГА ВОЕННЫХ И МИРНЫХ ДНЕЙ. Этот мир даёт сегодня простор человеческим достоинствам, чести, мужеству, чувству долга и справедливости.

Отец владел несколькими языками: русским, армянским, персидским, немецким; виртуозно играл на домре и балалайке; был увлечённым садоводом-любителем. Любого мог утешить, развеселить, оптимизировать; любому дать совет или ответить на вопросы в политике, культуре, технике, воспитании. А ещё про него говорили: «Это человек – праздник».

…Его праздник жизни закончился в 1988 году, но продолжается в памяти родных, друзей, соседей…


Фото