В далеком сибирском селе Ключи, Тюменцевского р-на, Алтайского края 25 марта 1920 года родился мальчик, который прошел непростой жизненный путь. Трудное, голодное детство в условиях коллективизации Сибири: сочетание учебы в школе и работы на полях. Окончив 7 классов учился в горпромобуче г. Ленинск-Кузнецкий, получил специальность моториста буровой машины в шахте. В 1940 г. был призван в армию в г. Хабаровск, откуда был направлен в военно-морское авиационное училище г. Молотов (г. Пермь). В июне 1942 г. после окончания курса обучения получил назначение в 32 авиаполк (1-ю авиаэскадрилью) для прохождения службы механиком по электрооборудованию и приборам самолетов. В этом полку он прослужил до 1950 г. В ноябре 1951 г. после окончания курсов политработников флота в Севастополе был переведен на должность замполита учебной роты в/ч 99755 «В» в Астрахань.
«Принимал участие на фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 г. по май 1945 г. в составе ВВС Черноморского флота в должности техника по спецоборудованию».
Из эпизодов боевой истории 11 гвардейского истребительного авиаполка в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
«Летом 1942 г. наш 32 полк базировался в ст. Лазаревская. В это время враг рвался на Кавказ. Фашистские самолеты лавинами направлялись бомбить г. Туапсе. Задача полка была наносить удары по силам противника. Шли ожесточенные бои и наши летчики совершали героические вылеты. За один только июль было сбито 68 фашистских самолетов. В мае 1943 г. наш 32 авиаполк был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиаполк. С аэродрома в г. Геленджик наши летчики совершали боевые вылеты, нанося большой урон противнику на земле, в море и в воздухе. Вот один из героических эпизодов боевой жизни полка. В августе 1943 г. наш полк решал боевые задачи, связанные с операциями по освобождению г. Новороссийска. Однажды на исходе жаркого приморского дня, в лучах заходящего солнца со стороны моря показались 2 фашистских самолета-разведчика, нарастал пронзительный, настойчивый только им присущий звук. Сделав круг над аэродромом, они ушли в сторону г. Новороссийска.
«Эх, надо бы сбить этих стервятников», — говорили летчики. Но без команды нельзя было взлетать. На другой день в то же время вновь заныли моторы вражеских самолетов. Также порой они совершали облет побережья. Видимо, наша маскировка уж очень их беспокоила.
«Ну, маскировка у нас «что надо»! — кто-то заметил из летчиков. — Заподозрили фрицы, зачастили неспроста».
На третий день, не ожидая нового «визита» вражеских самолетов, поднялся в воздух сам командир полка Иван Степанович Любимов и его ведомый Василий Андреевич Любимков. Гитлеровцы появились над аэродромом. Наши летчики барражировали над морем, скрытые в лучах солнца. Наши истребители неожиданно атаковали фашистских разведчиков. Бой был непродолжительным. И.С. Любимов сразу же сбил один вражеский самолет, который загорелся и устремился вниз, оставляя густой черный шлейф дыма. Второй самолет был сражен на следующем вираже, пошел на снижение, затем вспыхнул и нашел свою могилу на дне Черного моря. На аэродроме мы все с замиранием сердец следили за этим молниеносным героическим поединком, а потом восторженно встречали, возбужденных удачным боем, своего любимого командира полка и его ведомого.
Наш авиаполк, участвуя в боях за освобождение Кубани и Крыма, с аэродрома под ст. Витязевской совершал по 5-6 боевых вылетов ежедневно – надо было держать преимущество в воздухе — и удержали! С этого аэродрома совершил свой подвиг Герой Советского Союза Дмитрий Стариков, увековечив свой боевой счет только в один день на 4 вражеских самолета.
В 11 ГИАП героически трудились не только летчики, но и технический состав всех рангов. Надо было обслуживать боевые вылеты самолетов: вовремя ремонтировать, восстанавливать повреждения, пробоины. В зимнее время готовить самолеты к вылетам, поддерживать постоянно прогретыми моторы, осматривать после полетов, заправлять топливом, маслом. В летнее время проверялось наполнение охладителем. Особого внимания требовало пополнение боезапаса для пушек и пулеметов. А иногда требовалось и подвесить бомбы. На младший технический состав возлагалась еще и охрана самолетов ночью, а днем их обслуживание. Таким образом, ковалась Победа и в воздухе, и на земле, и днем, и ночью. В боях за Кавказ полк был награжден орденом Красного Знамени, а потом медалью «За оборону Кавказа».
Наш полк участвовал в боях за освобождение Крыма и юга Украины под командованием Героя Советского Союза Константина Денисова. Это был асс ночных боев с фашистами. Он успешно передавал свой опыт, выращивал летчиков-ночников. Денисов сам участвовал в боевых вылетах, показывая, как надо бить врага в любых условиях. И летчики выполняли боевые приказы в воздухе. Но иногда вылетали на «свободную охоту» и всегда удачно.
После освобождения Крыма и Украины полк был передислоцирован в Болгарию, где многие мои однополчане (в т.ч. и я) были награждены болгарскими медалями.
После победы в Великой Отечественной войне на обелиск в Севастопольской панораме в числе соединений, принимающих участие в боях за освобождение Севастополя, занесено наименование 2-й гвардейской минно-торпедной Севастопольской авиадивизии им. Токарева, в которую входил и наш 11 гвардейский истребительный авиаполк.
В 11 ГИАП прослужил до 1950 г., был направлен на курсы по подготовке офицеров при Политуправлении Черноморского флота (ВУС – 6009) в Севастополе. В ноябре 1951 г. получил назначение в в/ч 99755 — «В» замполитом учебной роты. В 1956 г. ушел в запас. Работал в ДОСААФ. В клубе «Юных моряков» ходил механиком — пом. капитана на теплоходе «Юный моряк» до 1980 г. По возрасту перешел на работу матроса дебаркадера до 1998 г.
Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «Отечественная война 1944-1945 гг.» (болгарская), одиннадцатью юбилейными медалями.
Фото
Документы