Папа, Кузнецов Алексей Афанасьевич, родился в Астрахани в 1910 году. В армию его призвали в 1941 г. Воевал на Кавказе, был ранен, лечился в Астраханском госпитале. После лечения получил бронь и был направлен на завод им. К. Маркса. Весь завод был эвакуирован с оборудованием в г. Гурьев, переоборудован из судоремонтного завода на изготовление бомб и снарядов для пушек. Папа был сопровождающим каравана судов. После возвращения из Гурьева продолжил работать на заводе начальником судоподъемного цеха, потом работал в УВД, боролся с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. В одной из операций был тяжело ранен. Скончался 2 октября 1951 года.
Отец награжден медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», именным ордером на квартиру за подписью Сталина, благодарственными грамотами и письмами.
Мама, Кузнецова Екатерина Сергеевна, родилась в Астрахани в 1915 году. До войны мама работала кондитером в знаменитой кондитерской «К.А. Шарлау», родила 5 детей. Во время войны мы жили у завода им. К. Маркса, поэтому она перешла работать на завод в цех по изготовлению снарядов для пушек. Работала по трое суток без отдыха, мы, дети, носили ей еду. Мама награждена медалями. После 1944 г. устроилась на рыбзавод, где проработала до пенсии. Умерла в 1988 году, оставив в наследство стране сына и трех дочерей. Пятый ребенок (сын) умер в 1947 г.
Дядя, Кузнецов Аркадий Афанасьевич, родился 1906 году в Астрахани. Он работал помощником капитана на знаменитом «Спартаковце». В 1942 году был отправлен на Сталинградский фронт всем экипажем во главе с капитаном Тараскиным. Работали они на переправе, в самом пекле войны, вывозили раненых сотнями, доставляли муку, горючее, медпрепараты.
После Победы работал капитаном Управления КАСПАР (?), читал лекции по лоции в Каспийском мореходном училище, речном училище. Последние 20 лет дядя работал лоцманом Каспийского пароходства.
Награжден он орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», знаком «Почетный работник морского флота», личной грамотой шаха Ирана за ледовую проводку в Каспийском море. Умер в 1969 году.
Дядя, Кузнецов Серафим Афанасьевич, родился в 1904 году в Астрахани. В молодости работал секретарем у С.М. Кирова, был председателем Наримановского района (?), секретарем партгруппы, читал лекции в институтах. Во время войны работал по брони председателем Уполнаркома (?) по заготовке продовольствия для фронта. После войны работал на партийных руководящих должностях, а последние 10 лет был директором Кирпичного завода с. Фунтово. После серьёзной операции умер в 1965 году.
Из записей моего отца – очевидца и участника
Великой Отечественной войны
Сквозь грохот канонады
В период Сталинградской битвы моряки Каспийского транспортного флота под ударами вражеской авиации самоотверженно доставляли необходимое фронту топливо, боеприпасы, продовольствие и другие грузы. Первый бомбардировщик появился над устьем Волги 26 июля 1942 года. С этого времени началась жестокая борьба за Волго-Каспийский путь.
Главная тяжесть борьбы с самолетами противника на Северном Каспии ложилась на плечи зенитных батарей кораблей Каспийской военной флотилии «Полюс», «Экватор», «Меридиан». Наибольший успех в борьбе с авиацией выпал на долю «Меридиана», этот корабль сбил 29 августа первый фашистский самолет. Защищая караван из 6-ти танкеров и 5-ти буксиров с баржами, 7 ноября «Меридиан» подвергся массированному налету гитлеровской авиации. Немцы решили, во что бы то ни стало уничтожить нашу плавучую батарею. Бомбы рвались вокруг корабля, но ни одна не попала в цель, а орудия «Меридиана» били с предельной точностью. В неравном бою отважные советские моряки сбили 2 самолета противника.
В конце августа теплоход «Память товарища Войкова» выполнял ответственное задание военного командования – вел караван из 3-х барж. В районе острова «Искусственный» появились 3 немецких бомбардировщика. По приказу капитана теплохода А.А. Лупникова экипаж занял места согласно плану боевой тревоги. Судовые пулеметчики открыли огонь по самолетам, также вели интенсивный огонь из винтовок и пулеметов. Одна из бомб перебила буксировочный трос, повредила бортовую часть и поперечную переборку баржи № 7, шкипер Я. Глухоньков. Четыре бомбы разорвались около баржи «Дагнефть», где 5 человек было убито, 12 ранено. Огонь угрожал перекинуться на весь караван. Капитан теплохода А.А. Лупников отдал приказ, расчалить движущийся по инерции караван. Отведя горящую баржу в сторону и потушив пожар, ценою жизни капитан Лупников спас караван от гибели.
4 октября экипаж парохода «Спартаковец» во главе с капитаном Н.А. Тараскиным, помощником капитана А.А. Кузнецовым направляется в распоряжение Сталинградского фронта. В пути пароход подвергается неоднократному нападению фашистской авиации. Но имея хорошую маневренность и грамотное вождение, судно уходило невредимым. 8 ноября судно прибыло на линию фронта. Его использовали при перевозке через Волгу, вывозя сотнями раненых, а на обратном пути везли горючее, хлеб, боеприпасы. За время боевых действий получил две пробоины и множественные повреждения. Но экипаж легендарного «Спартаковца» сражался до последнего и выстоял.
Непосредственную помощь городу оказывал также экипаж морского теплохода «Дзержинский», капитан теплохода Н.И. Мишин. 17 ноября 1942 года теплоход получил задание доставить из Астрахани в Сталинград баржу «Яна» с авиационным маслом и автолом. Идти пришлось, ломая 10-сантиметровый лед. 28 ноября задание было выполнено. В этот же день теплоход встал на вахту на одну из переправ, взяв на буксир сухогрузную баржу «Зарница». На переправе Каменный Яр экипаж теплохода работал до 2 января 1943 года. Зенитчики судна, возглавляемые лейтенантом Дмитриевым, отражали атаки фашистов. Им активно помогали мотористы Пудовкин, Ламакин, Батурин.
Третьим морским судном, работавшим на волжских переправах, был рейдовый баркас «На вахте», капитан И.Г. Пищухин. Прибыв во Владимировку 11 ноября 1942 г., судно получило распоряжение приступить к буксировке баржи с войсками и военными грузами. Появление судна было замечено противником, но зенитная установка, прикрывающая Владимировку, не позволила немецким самолетам спускаться низко и пикировать на судно, бомбы, сброшенные с большой высоты, взрывались не по целям, поднимая столбы воды. Работать в Каменном Яру судну пришлось до самого ледостава, т.е. до 3 января 1943 г. Однажды экипаж получил задание отвести баржу с мукой в Светлый Яр под Сталинград. В этом районе фарватер был заминирован немцами, приходилось быть осторожными. Матросы с шестами на палубе, опуская их в воду, проверяли вдоль бортов мины и отталкивали их от бортов. «На руле» стоял опытный рулевой Виляев, от него зависело, как увернется судно от плавающей мины. В пути не хватило горючего, тогда члены экипажа ведрами и тряпками черпали мазут с разбитых барж, но муку в огненный Сталинград доставили.
Члены всех трех героических экипажей были награждены медалями «За оборону Сталинграда».
Также хочется выразить глубокую благодарность нашим женщинам, которые не остались в стороне. Они работали в госпиталях, которых было немало, на заводах делали бомбы, ремонтировали суда. Наши женщины в неимоверных условиях, по 20 часов в сутки, работали баржемойками, так как надо было в короткий срок очистить израненную баржу от нефти, чтобы поставить на ремонт. Задыхаясь от нефтяных газов, они делали свое дело с честью. Женщины нашего города шили тулупы и маскхалаты для фронта, сутками, не выходя с фабрики, валяли валенки. Шили нижнее белье для госпиталей, засыпали коробочки махоркой – дорогое курево для солдат. Круглыми сутками не уходили с рыбзавода, посылая на фронт колодки рыбы, чтобы не было цинги. Дежурили на крышах домов, сбрасывая зажигалки, в рыбацких селах заменили мужчин. Рыбачки были сильными – все для фронта, все для Победы. И, несмотря на страшную войну, голод, холод, наши женщины – учителя учили детей грамоте, учили любить Родину.
Спасибо, моему городу, людям, всем тем, кто выстоял и не пустил врага за Волгу! Солдаты говорили: «За Волгой земли для нас нет!»
Спасибо, Каспийской флотилии! Спасибо, летчикам, зенитчикам, снайперам, врачам, учителям и вам, мирным жителям города Астрахань, за то, что выстояли и победили!
СПАСИБО!
Р.S. Мне было 7,5 лет, когда нас везли с оборудованием завода в г. Гурьев. До сих пор помню, как пули стучали о палубу, видела, как тонул «Ударник» и сухогруз с детским домом. Очень больно вспоминать, а надо! Надо, чтобы не забыли, кто мы и кому мы обязаны на этой земле.
Истории не изменить. Есть история! Есть страна! Есть её наследие и его надо защищать, беречь и помнить.
Спасибо, всем, кто отстоял мир!
Я детство прожила в Советской России, я счастлива!